"Порошенко или не знает всех деталей, или знает больше, чем мы с вами"
Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко написал на своей странице в Facebook, что при крушении малайзийского самолета погибли почти 300 человек. На борту судна были 23 гражданина США. Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Алексея Корнеева.
— Вы, наверное, слышали, наверное, в полном объеме получаете в данный момент информацию о катастрофе этого лайнера. Какие выводы можно сделать по этой информации, которая поступает сейчас на информационные ленты?
— Первый вывод — любое государство мира несет персональную ответственность за безопасность воздушного пространства над этим государством. Авиационные власти Украины на запрос Европы заявили, что они гарантируют безопасный пролет в воздушном пространстве Украины на их настороженность, на европейскую настороженность, на высоте не ниже 7 тыс. м.
Этот самолет летел на высоте 10,6 тыс. м, то есть, в соответствии с разрешением Украины, которая обязана гарантировать полную безопасность пролета этого воздушного пространства.
Что произошло, установит комиссия, конечно, и, если этот самолет был сбит ракетой или еще чем-то, то это комиссия установит без особого труда, эксперты имеют большой опыт в этом плане, и сразу это будет видно. Плюс, расшифрованные черные ящики, самописцы, они нарисуют полную картину произошедшего. И Украина здесь, конечно, проявила легкомыслие, потому что, видя, что они подключают уже для убийства мирных жителей современные истребители "суховские" с ракетами на борту, видя, что неспокойно, и они так разрешают пролеты в воздушном пространстве. Украина и Америка давно намерены были закрыть воздушное пространство Украины, и правильно бы поступили. Но Украина гарантировала безопасность, и вот, пожалуйста, столько человек погибает.
— Почему, как вы думаете, Украина не закрыла полеты над своей территорией? Причина этого?
— Для того, чтобы подчеркнуть, что якобы эти повстанцы, или как их называют, что они опасны, поэтому ниже 7 тыс. м. — это опасно, потому что у них ПЗРК.
Сначала беспокоились американцы и европейцы после того, как в результате действий Майдана были разграблены военные склады и украдены все ПЗРК. Это десятки, а это опасность для всего мира, их же продавать будут, они же очень дорогие, имеют спрос везде, с плеча стрелять в самолет — это же знаете кайф какой. Поэтому американцы и европейцы запретили эти пролеты своих самолетов, а на запрос украинские авиационные власти ответили, что "мы гарантируем выше 7 тыс. м. полную безопасность". Пожалуйста, на 10,6 тыс. м он попал в какую-то ситуацию непонятную. Сбили или нет — это вопрос еще неизвестный, потому что посмотрим расследование, может, столкновение с каким-нибудь истребителем произошло потому что там нагнетаются истребители, подгоняются к Луганску, они летают на больших высотах, вооружены, кстати, ракетами, у них есть тоже ракеты "Земля-воздух". И есть опыт, они наш с вами Ту-154 несколько лет тому назад сшибли над воздушным пространством Украины над Черным морем, шестьдесят человек погибло наших и израильтян.
— 2001 год это был.
— Опыт есть.
— Олег Михайлович, скажите, вы опытный пилот, наверняка неоднократно вам приходилось летать над территорией, которая, в общем-то, неспокойна, вот пилоты об этом наверняка знают. Какие меры предосторожности пилот должен предпринимать, может быть, есть какие-то правила, точные правила, что вот он должен делать, а что не должен делать в этой ситуации, или он должен вообще отказаться летать над этой территорией, зная, что там неспокойно?
— Во-первых, все международные правила, диктуемые ИКАО и организациями региональными, они трактуют очень четко: "Страна, в которой идут активные военные действия, воздушное пространство обязана закрыть для полетов". Это риск. Даже вы знаете, пулей можно сшибить самолет на малой высоте из автомата Калашникова или винтовки, одной пулей. Теоретически, конечно, это непросто, но теоретически возможно, поэтому там, где военные действия, полеты рекомендуют все правила международные закрывать. Украина этого не сделала.
— А международные авиационные организации могли повлиять на Украину, зная, что там такая ситуация и учитывая, что за последнее время там были сбиты самолеты военно-транспортные Ан-26 на высоте более 6 тыс. километров?
— Вы понимаете, международные организации не диктуют, они пишут правила и требуют их соблюдать, а не выполняют эти правила государства-члены ИКАО. Украина является членом ИКАО, кстати говоря, последняя новость, которую я, так сказать, узнал, что Порошенко, президент Украины, попросил ИКАО, Данию и Малайзию принять участие в расследовании катастрофы этого самолета. Это очень сильный шаг, конечно, со стороны Порошенко, или он не знает всех деталей, или он знает больше, чем мы с вами. И что коль смело так привлекает ИКАО, привлекает Данию, место вылета самолета, и Малайзию, владельца этого самолета.