Федеральные трассы обезнаружат
Рекламу вдоль автодорог снова хотят запретить
Правительство вернулось к обсуждению запрета наружной рекламы вдоль автомобильных дорог, которая, по мнению МВД, отвлекает водителей. Если три года назад речь шла обо всех дорогах, то сейчас под запрет могут попасть только федеральные трассы. На них расположено больше 10 тыс. рекламных конструкций, которые могут приносить операторам около 2 млрд руб. в год.
Ассоциация коммуникационных агентств России, Национальная ассоциация аудиовизуальных коммуникаций и технический комитет "Наружная реклама и информационные знаки для общественных мест" при Ростехрегулировании просят не запрещать рекламу в полосах отвода федеральных автодорог. Об этом говорится в их письме заместителю главы департамента промышленности и инфраструктуры правительства Евгению Дитриху (копия есть у "Ъ"). Запрет обсуждался на совещании у господина Дитриха в мае, уточняет собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. Такая норма содержится в проекте о приведении российского законодательства в соответствие с техническим регламентом "Безопасность автомобильных дорог" Таможенного союза. Проект разработал и внес в правительство Минтранс, в его обсуждении участвует ГИБДД. Представитель последней сообщил "Ъ", что МВД поддерживает законопроект. В 2008 году исследования Росздравнадзора установили "снижение психофизиологических показателей водителей более чем на 20%" из-за того, что их внимание отвлекает наружная реклама, отметил он. В Минтрансе не ответили на запрос "Ъ".
Полоса отвода — это участок земли, на котором находится сама дорога, а также ее откос, бровка, кювет. В таких полосах сейчас находится 10,5 тыс. рекламных конструкций, говорится в письме. Только в Московской области на федеральных трассах в пределах Московского малого кольца установлено 3420 рекламных конструкций, преимущественно это щиты 6х3 м, говорит гендиректор исследовательской компании "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. По его оценке, при средней загрузке в 75% и цене размещения на уровне 20 тыс. руб. в месяц все 10,5 тыс. конструкций могут приносить операторам около 1,9 млрд руб. в год. Сами авторы письма считают, что только доходы региональных и местных бюджетов от арендной платы за конструкции в результате запрета снизятся на 2,5 млрд руб. в год.
За последние несколько лет чиновники не впервые возвращаются к обсуждению подобного запрета. В 2009 году Минрегион предлагал запретить рекламу в полосах отвода не только автомобильных, но и железных дорог, а также в границах так называемых красных линий, отделяющих внутри города улицы от предназначенных под застройку территорий. Так под запрет могли попасть около 90% всех конструкций в стране. В 2011 году Минтранс предлагал более либеральный вариант, запрещающий размещение в полосе отвода только автомобильных дорог. Эта норма, в частности, делала незаконными любые конструкции вне городов, в том числе на МКАД.
"Инициатива нас не очень радует, на федеральных трассах, как правило, привлекательные участки для размещения",— говорит гендиректор компании "Никэ" Роман Дубинин. У "Никэ" из 7 тыс. конструкций около 30% расположено вдоль федеральных автотрасс. У крупнейшего оператора наружной рекламы Russ Outdoor на федеральных дорогах 3% конструкций, говорит представитель компании. Всего у компании 37 тыс. конструкций, то есть речь может идти примерно об 1,1 тыс. В этом году Московская область провела торги на 1 млрд руб. на рекламу в Одинцовском районе, в том числе на Рублевке, Можайском и части Минского шоссе. Эти дороги считаются федеральными, и реклама вдоль них теперь тоже может оказаться незаконной, рассуждает господин Дубинин.
Реклама в полосах отвода автодорог запрещена во всех развитых странах, настаивает исполнительный секретарь отделения по рекламе "Деловой России" Дмитрий Крючков. "Если отодвинуть конструкцию от проезжей части на несколько метров, мы обеспечим баланс интересов",— считает он.