"Спасатели помечают места, где погибли люди"

В результате катастрофы малайзийского самолета на Украине погиб как минимум один американец, заявил президент США Барак Обама. Корреспондент украинской газеты "Вести" Александр Сибирцев ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Анатолия Кузичева.

Фото: Илья Питалев, Коммерсантъ

— Пожалуйста, говоря профессиональным языком, картинку.

— Дело в том, что картинка очень мрачная, потому что на площади более чем 3 кв. км возле деревни Грабово, в Донецкой области разбросаны останки людей, фрагментированные части тел, личные вещи, части фюзеляжа, части крыльев, части кабины. Я видел даже детские игрушки, письма детей, сочинения, которые они писали на английском языке. Все это отфотографировалось сейчас на месте работы МЧС Донецкой народной республики. Оцеплена местность блокпостами, силами ополчения ДНР.

— Это, насколько я понимаю, на большой довольно площади?

— На очень большой площади, возле деревни Грабово. Это три или даже четыре огромных поля, по несколько десятков гектар засеяно пшеницей, разными культурами, и это все усеяно всякими фрагментами. Дело в том, что самолет начал разваливаться задолго до встречи с землей, к сожалению.

— Местные жители говорят об этом?

— Да, я общался с местными жителями, они говорили, что видели куски самолета, когда это уже был не цельный самолет, который приближался к земле, как в фильмах бывает. Куски самолета и часть фюзеляжа, в данный момент я нахожусь возле этой части, и куча личных вещей. Сейчас спасателей отправили на прочесывание полей, и возле фрагментированных тел, возле останков ставят вешки с белыми тряпками, помечая места, где погибли люди, где они упали. Даже не погибли, а где просто находятся их тела.

— Я правильно понимаю, что до сих пор беспрепятственно можно подойти к месту трагедии, по крайней мере, к некоторым частям?

— Нет, не беспрепятственно. Пропускают исключительно журналистов с аккредитацией, МЧСников и работников силовых структур Донецкой народной республики. К сожалению, пока я не видел представителей силовых структур украинской стороны, и Министерство чрезвычайных ситуаций, которое вне политики работает.

— Вы сказали, что по аккредитации можно пройти, скажите, какого рода аккредитация?

— Любой журналист, который находится на территории Донецкой и Луганской областей, обязан пройти аккредитацию.

— Это универсальная аккредитация журналиста, работающего на территории ДНР или ЛНР?

— Совершенно верно. Выдается соответствующий документ, заверенный печатью со стороны Украины, обязательно проходится собеседование службы безопасности Донецкой народной республики, я его проходил, и человек допускается к работе.

— Была еще разноречивая информация относительно черных ящиков, потому что сначала вроде как представители сил Донецкой народной республики нашли черные ящики, потом было что-то типа опровержения, что это были не черные ящики, а нечто очень похожее на них. Понятна ли хоть примерно судьба черных ящиков упавшего самолета?

— Я достаточно часто занимался расследованием авиакатастроф, и я знаю, что из себя представляет черный ящик — это не совсем черный ящик.

— Он оранжевый, я знаю.

— Для того, чтобы понять, что это действительно самописец и тот самый черный ящик, необходима экспертиза и необходимо подключение к соответствующей аппаратуре, которой, я так понимаю, пока не нашли, а, может быть, нашли, но эта информация еще не опубликована.

— Были сообщения, что наблюдателей ОБСЕ, наконец, пустили на место катастрофы, они там работают, я вижу много сообщений в западных СМИ, вполне аналитического характера, даже с какими-то выводами. Видите вы там журналистов кроме ДНРовских, украинских?

— Только что я прошел мимо японцев, которые делали прямой эфир, рядом со мной производил фотосъемку журналист из Соединенных Штатов Америки, также я видел английских журналистов, допуск свободный именно аккредитованных журналистов. Нет проблем туда приехать и поснимать, пофотографировать, пообщаться. Единственно, что плохо, — это представители МЧС и представители Донецкой народной республики, они пока отказываются комментировать ситуацию. Говорят: "Вы видите сами, фотографируйте, собирайте факты". К сожалению, я еще не нашел подтверждений, кроме свидетельств очевидцев, тому, что до этого какие-то машины ехали зачехленные брезентом, явно везли какие-то ракетные установки, очень похожие, я повторяю, на ракетные установки. Я пока не пощупаю, говорить об этом не буду.

— Появляются какие-то сообщения, что сепаратисты, говоря языком официального Киева, взяли в заложники представителя МЧС. Вы можете подтвердить или опровергнуть эту информацию?

— Нет, это бред — представителя МЧС взять в заложники, на моих глазах МЧСовцы работали совершенно свободно.

— Всю ситуацию контролируют вооруженные силы Донецкой народной республики?

— Совершенно верно.

Вся лента