Не был, не состоял, не эмигрировал
Детали
Четыре мифа в фильме "Поддубный", которые не соответствуют действительности*
1. Он не проиграл ни одной битвы
На самом деле первую схватку Поддубный проиграл: он вызвался на поединок с атлетами-профессионалами и потерпел жестокое поражение. Это, впрочем, пошло на пользу. Он понял, что одной силы мало и нужна еще техника. Именно с тех пор и до конца жизни Поддубный изнурял себя ежедневными тренировками. Он установил для себя жесточайший спортивный режим, обливался холодной водой, по-особому питался, навсегда отказался от спиртного и курения.
2. Вечный соперник Рауль ле Буше
Первая схватка между Поддубным и Буше в фильме отражена правдиво. Вторая их встреча состоялась не в Париже, а в Петербурге; Рауль предложил ему взятку в 20 тысяч франков. Это Поддубный счел оскорбительным, и во время матча он 20 минут держал француза на четвереньках под свист зала. Затем был третий поединок (отраженный в фильме). Четвертая встреча была в Ницце, где Рауль подослал четверых человек избить Поддубного, однако (в отличие от фильма) тот сумел отвлечь их и вызвал полицию. Вскоре Рауль скоропостижно скончался от менингита. Апаши, хоть и не выполнили свою работу, потребовали от заказчика убийства денег. Рауль отказал, и был избит ими до смерти.
3. Единственная любовь Поддубного
В фильме у Поддубного только одна любовь — Маша Дозмарова из труппы Киевского цирка братьев Никитиных. Этот роман действительно был, но до Дозмаровой его пассией была роковая цирковая дива Эмилия, канатоходка из Венгрии. Она ему изменяла и в конце сбежала с богатым поклонником. На 41-м году жизни Поддубный женился на актрисе Антонине Квитко-Фоменко. В 1919 году Антонина сбежала с деникинским офицером, прихватив с собой медали Поддубного (именно тогда он был на грани сумасшествия, а не после поединка с Раулем, как в фильме).
4. Он не смог жить в Америке
Поддубный действительно не переносил торгашества в спорте. Однако он не собирался эмигрировать в Америку: он официально был там на гастролях, причем эти гастроли освещались в советской прессе. По возвращении в 1926 году в ленинградском порту его встречали толпы народа. Он действительно раньше срока расторгнул контракт, однако не только из-за ностальгии: дело в том, что классическая (греко-римская) борьба, имеющая строгий кодекс своих правил, американцам была неинтересна.
* Данные взяты из статьи Людмилы Третьяковой "Абсолютная сила Ивана", журнал "Вокруг света", 2007 год.