""Единая Россия" — это будущее Крыма"
Спикер Госсовета Крыма о том, как республика вживается в политические реалии РФ
Почему ускорили региональные и муниципальные выборы в Крыму, какой результат устроит "Единую Россию", как будут выстраиваться отношения с меджлисом крымских татар, корреспонденту "Ъ" ВАДИМУ НИКИФОРОВУ рассказал спикер парламента Крыма ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВ.
— Зачем нужно было сдвигать выборы с 2015 на 2014 год? Боялись за легитимность собственной власти?
— Это нужно было для ускорения интеграции Крыма в РФ. Депутаты всех уровней представляют партии, которых уже в Крыму нет. Над ними никого нет. Кроме того, люди на местах говорят: поменяйте мэра, поменяйте секретаря городского или сельского совета. Тот брал деньги, тот разбазаривал землю. Поэтому нужно было переналадить всю систему власти.
— Есть мнение, что ускорение выборов выгодно "Единой России", так как это единственная российская партия, которую хорошо знают в Крыму.
— "Единую Россию", как и все остальные российские партии, знают мало. Они знают Сергея Аксенова (врио главы Крыма.— "Ъ"), Владимира Константинова, Владимира Путина.
— Легко было сориентироваться, к какой партии примкнуть?
— Мы не могли повести крымчан за какой-то маленькой партией, которая не поддерживает руководство страны, не поддерживает президента. Я думаю, что "Единая Россия" — это будущее Крыма. Вот через пять лет, когда мы наделаем ошибки, другие партии будут нас наперебой критиковать. А сегодня им не место здесь.
— Но многие представители крымской элиты перешли и в другие партии — "Родину", "Патриоты России". "Единая Россия" готова потесниться в парламенте?
— Надеюсь, что на выборах повторим результат референдума. Думаю, одна, максимум две партии, кроме "Единой России", там (в Госсовете.— "Ъ") окажутся.
— Врио губернатора Сергею Аксенову досталось первое место в списке "Единой России", хотя спикер парламента — вы и вы же возглавляете партию. Почему было принято такое решение?
— Сергей Аксенов планируется нами, это не секрет, на пост главы республики. Он должен быть первым в списке.
--На сентябрьских выборах в Крыму можно будет голосовать по украинским паспортам с крымской регистрацией. Допустимо ли создание такой зоны "особой законности"?
— Мы консультировались с юристами, и ни у кого не возникло сомнений в законности этого. Все действия власти направлены на то, чтобы в июле завершить принятие документов на получение российских паспортов и в августе завершить выдачу. Этой проблемы к моменту выборов не будет. Но мы оставили возможность проголосовать для людей, которые отсутствовали в Крыму, не успели оформить документы, но являются гражданами РФ согласно закону о присоединении Крыма к России.
— Есть ли у власти планы помириться с меджлисом?
— Мы долго вели с ними переговоры. Но это деструктивные люди, которые ведут свой многострадальный народ всегда на противостояние. Кроме конфронтации они не могут предложить крымским татарам ничего, поэтому Мустафы Джемилева (неформальный лидер крымских татар, депутат Верховный рады Украины.— "Ъ") и Рефата Чубарова (глава меджлиса.— "Ъ") в Крыму нет (им запрещен въезд в РФ.— "Ъ"). Но есть в меджлисе люди, которые настроены на конструктив.
— Вы о Ремзи Ильясове (член меджлиса, вице-спикер Госсовета.— "Ъ")? Для чего ему дали третий номер в списке "Единой России"?
— Это четкий сигнал крымским татарам, что есть человек, который приходит во власть с одной целью — оказывать помощь своему народу. Есть целая группа крымских татар, которые уже работают в исполнительной власти. Центральная власть пообещала выделить финансовые ресурсы на обустройство репатриантов. Почему Ремзи Ильясов? Потому что это человек с большим опытом работы в парламенте. По его рекомендации крымские татары включены в списки нашей партии на муниципальных выборах во многих городах и районах.
— Севастополь и Крым — это действительно два отдельных субъекта федерации или отношения между ними теснее, чем между двумя соседними регионами? Возможно ли в будущем их слияние?
— Объединение было бы логичным. Был вариант, по которому для Севастополя могли прописать особый статус в составе Республики Крым. С определенной экономической и политической независимостью. Но севастопольская политическая элита захотела иметь статус субъекта РФ, и эту идею поддержали в Москве. Ничего страшного в этом нет. У нас с Севастополем сохраняются хорошие отношения. Мы люди одной ментальности, с общей историей. Делить нам нечего.