Порт сдан
В северокорейском Раджине начал работу новый терминал
В порту Раджин в минувшую пятницу был введен в эксплуатацию новый перегрузочный терминал. Таким образом, реализован первый этап совместного российско-северокорейского проекта реконструкции Транскорейской железнодорожной магистрали. В создание нового терминала, который позволит отправлять в страны АТР экспортную продукцию, РЖД вложило 9,5 млрд руб. По словам экспертов, окупаемость проекта будет зависеть от грузового потока и дальнейших инвестиций в инфраструктуру.
Открытие нового терминала в северокорейском порту завершило пилотную часть проекта по реконструкции Транскорейской железной дороги. На торжественной сдаче терминала в эксплуатацию присутствовали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су, губернатор Амурской области Олег Кожемяко и сопровождающие их лица.
«Сегодня мы наблюдаем за погрузкой первого судна с российским углем. Мы верим, что придет время, когда на рейде порта Раджин будут развеваться флаги судов всех стран мира»,— подчеркнул президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своем выступлении.
Представители Северной Кореи отметили, что совместный проект поднял сотрудничество между странами на более высокий уровень.
«Благодаря открытию перегрузочного терминала в порту Раджин создан новый международный транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию, который вносит большой вклад в экономическое развитие стран»,— заявил министр железных дорог КНДР Чон Гиль Су.
Протокол о реконструкции участка Хасан — Туманган — Раджин президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и министр железных дорог КНДР Ким Ен Сам подписали 16 марта 2006 года во Владивостоке. Работа началась в октябре 2008 года. Выполнена реконструкция 65,8 км железнодорожных путей, девяти станций, трех тоннелей. В сентябре 2013 года участок железной дороги Туманган — Раджин был сдан в постоянную эксплуатацию. Новый перегрузочный комплекс позволит привлечь к перевозке по Транссибу дополнительно 5 млн т сыпучих грузов или до 100 тыс. контейнеров год.
Терминал представляет собой высокотехнологичный многофункциональный комплекс, который способен обеспечить пропуск до 5 млн т грузов в год. На начальном этапе в направлении порта Раджин предусмотрены перевозки угля и других сыпучих грузов.
«В этом году планируется отправить на экспорт 2 млн т угля. В следующем намерены выйти на полную мощность»,— сообщил „Ъ“ представитель оператора проекта компании «Расонконтранс» Евгений Соков. По его словам стоимость транспортировки по северокорейской территории и погрузки в порту Раджин обходится примерно в $15 за т при стоимости угля на рынках АТР около $80 за т. Представители «Расонконтранс» не смогли назвать срок окупаемости проекта, в который уже вложено, по данным РЖД, 9,5 млрд руб., отметив, что он рассчитан на 49 лет и его рентабельность во многом будет зависеть от грузового потока.
«Новый терминал имеет особое значение для Амурской области, которая пока отправляет свою продукцию через замерзающий зимой порт Совгавань. Порт Раджин для нас — это окно в АТР через незамерзающий порт. Через него пойдут на экспорт такие наши грузы, как уголь, железная руда, лес»,— сообщил „Ъ“ губернатор Амурской области Олег Кожемяко.
По его словам, в первую очередь, новый порт будет востребован для экспорта продукции горно-металлургического кластера в Приамурье, включающего Гаринское месторождения железных руд мощностью 10 млн т руды в год и горно-обогатительный комбинат мощностью 7,25 млн т промпродукта в год, который планируется ввести в строй в 2015 году. Господин Кожемяко сообщил „Ъ“, что начались переговоры с северокорейскими партнерами о расширении российского присутствия в порту Раджин и реконструкции еще одного перегрузочного терминала.
Однако для исполнения заявленных намерений необходимы дальнейшие объемные инвестиции в инфраструктуру, говорят эксперты. «Пропускная способность железной дороги сейчас составляет менее 80 млн т груза в год, тогда как бизнесу требуется перевозить как минимум в два раза больше»,— говорит гендиректор ЗАО «Морская инженерная компания» Юрий Рыбалкин. Поэтому для увеличения грузопотока необходимо расшить узкие места, в частности, построить еще один железнодорожный мост через Амур, что потребует огромных вложений, отмечает эксперт.