Экс-майор Матвеев недоволен судом
Обвиняемый утверждает, что его права на защиту нарушены
Экс-майор Игорь Матвеев, прославившийся видеообращением, в котором утверждалось, что военнослужащих одной из частей внутренних войск в Приморье кормили собачьими консервами, обвинил председательствующего на втором уголовном процессе судью Дмитрия Бояркина в нарушении его права на защиту. Поводом послужил отказ сотрудников СИЗО Владивостока, в котором содержится подсудимый, обвиняемый в избиении дезертира, допустить к нему защитника Юрия Кучина. Господин Бояркин отклонил ходатайство защиты о своем отводе как необоснованное.
Вчера во Владивостокском гарнизонном военном суде на процессе по делу Игоря Матвеева подсудимый заявил отвод судье Дмитрию Бояркину. Основанием для демарша обвиняемого послужил отказ сотрудников СИЗО №1 допустить к нему «для согласования позиции» защитника Юрия Кучина, депутата думы Владивостока, главу регионального отделения партии «Демократический выбор». По словам подсудимого, у господина Кучина, допущенного к участию в процессе в качестве защитника с 9 июля, было при себе заявление с просьбой обеспечить с ним свидание, на которую наложил положительную резолюцию судья Бояркин. Однако в СИЗО потребовали предоставить постановление суда о том, что Юрий Кучин действительно является защитником экс-майора. «Я неоднократно просил суд вынести отдельный процессуальный документ — постановление о допуске Кучина моим защитником, но суд вынес соответствующее решение в протокольной форме. В результате защитника Кучина не пустили ко мне в следственном изоляторе»,— заявил Игорь Матвеев. Он напомнил, что суд также отказался вынести отдельное постановление относительно другого защитника — Андрея Асташкина, в результате он испытывает проблемы «при истребовании документов», необходимых для организации защиты. «Председательствующим по делу судьей Бояркиным мне созданы реальные препятствия в защите путем воспрепятствования действиям моих защитников Асташкина и Кучина. Судья Бояркин отказывает мне в вынесении отдельных постановлений суда о допуске защитников. Это является ничем иным, как нарушением моих прав на защиту»,— заявил суду господин Матвеев.
После часового размышления судья Бояркин отклонил ходатайство защиты об его отводе как необоснованное.
Гособвинитель Феликс Мамот считает, что сторона защиты «намеренно затягивает судебный процесс». «В ходе судебного следствия уже представлены убедительные доказательства вины Матвеева по всем пунктам предъявленного обвинения», — заявил «Ъ» прокурор. Он не исключил, что подсудимый намерен «дотянуть до марта следующего года, когда у него заканчивается срок наказания по первому делу». Для допуска защитника в СИЗО следовало истребовать выписку из протокола судебного заседания о статусе Юрия Кучина, советует защите гособвинитель.
Адвокат экс-майора Ольга Грянченко обвинение стороны защиты в затягивании процесса не признает. Ее клиент не может смириться с нарушениями уголовно-процессуального закона со стороны гособвинения и председательствующего и вынужден протестовать, пояснила представитель защиты. Заявление об отводе судьи Бояркина в ходе процесса обвиняемый делал уже «около десяти раз», сообщила госпожа Грянченко. По ее словам, Игорь Матвеев отрицает все пункты обвинения «в полном объеме», а свое уголовное преследование считает местью за видеообращение.
Процесс по второму уголовному делу в отношении Игоря Матвеева начался в июле прошлого года, но к настоящему времени свои доказательства успела представить только сторона обвинения. В октябре прошлого года судебное разбирательство было приостановлено на несколько месяцев после того, как было удовлетворено ходатайство гособвинителя о проведении в отношении Матвеева стационарной психолого-психиатрической экспертизы. Специалисты научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского признали господина Матвеева вменяемым.
Военным следственным управлением СКР по ТОФ предъявлено обвинение Игорю Матвееву в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения) и п.п. «а,б» ч.3 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств). По версии следствия, майор избил рядового Алексея Зебницкого, добиваясь от него выплаты 300 тыс. руб. в обмен на содействие в прекращении уголовного преследования по факту дезертирства. В общей сложности, настаивает следствие, Матвеев получил от рядового 255 тыс. руб.
В сентябре 2011 года по обвинению в избиении подчиненных Владивостокский гарнизонный военный суд признал Матвеева виновным, лишил воинского звания и приговорил к 4 годам лишения свободы. В феврале 2012 года Тихоокеанский флотский военный суд оставил обвинительный приговор в силе, но сократил срок наказания на полгода.
Игорь Матвеев настаивает на своей невиновности и утверждает, что его преследуют за обнародование фактов злоупотреблений в структурах МВД. В мае 2011 года он выложил в YouTube видеообращение к президенту Дмитрию Медведеву, в котором, в частности, сообщил, что на территории воинской части незаконно проживали китайские гастарбайтеры, а на продуктовом складе хранился собачий корм — консервы «Белка и Стрелка» с переклеенными наклейками на «Говядина в собственном соку». Позднее следствие подтвердило достоверность информации майора Матвеева.