Россия заняла противоракетную позицию
Минобороны выдвинуло свою версию катастрофы Boeing 777
Минобороны России представило вчера аргументы в пользу версии о том, что малайзийский Boeing 777 могли сбить украинские военные. Однако, несмотря на это, страны Запада усиливают давление на РФ, угрожая более жесткими санкциями. Насколько серьезными окажутся новые меры, станет ясно уже сегодня — по итогам встречи глав МИДов стран ЕС. Москва же настаивает на проведении международного расследования катастрофы. Ключевые условия для его начала вчера были созданы.
Версия Москвы
В ночь с воскресенья на понедельник на официальном сайте Кремля появилось видеообращение президента РФ Владимира Путина — это практически беспрецедентный случай в новейшей политической практике. Он призвал создать все условия для расследования под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO) и гарантировал, что Россия сделает все, чтобы конфликт на востоке Украины перешел в стадию мирных переговоров. Перед этим господин Путин провел ряд телефонных консультаций с лидерами западных стран. Отметим, что на сегодня назначено заседание Совета безопасности РФ, посвященное вопросам "суверенитета и территориальной целостности РФ".
Днем свое видение катастрофы Boeing 777 представило Минобороны РФ — там привели ряд аргументов в пользу версии о том, что лайнер был сбит украинскими военными. Как сообщили в ведомстве, Boeing, находясь над Донецкой областью, отклонился от коридора воздушной трассы и оказался на 14 км севернее. Далее, пролетев мимо Горловки, лайнер попытался вернуться на маршрут, но до границ своей воздушной трассы добраться не успел и был сбит вне ее пределов.
Сказать, по какой причине самолет отклонился от маршрута, можно будет только после расшифровки бортовых самописцев и переговоров пилотов с украинской диспетчерской службой, сообщил начальник главного оперативного управления Генштаба Андрей Картаполов. Собеседник "Ъ" в военном ведомстве уточнил, что такое существенное отклонение от границ воздушного коридора гражданский самолет может делать либо по команде диспетчера, либо если обходит грозовой фронт, и маневр обязательно должен быть санкционирован наземными службами.
Кроме того, как заявил господин Картаполов, в день крушения Boeing 777 группировка украинских ПВО под Донецком насчитывала "три или четыре" ЗРК "Бук-М1" и воздушная трасса сбитого лайнера попадает в зону их действия. В качестве доказательства ведомство представило снимки из космоса мест, где расположены украинские ЗРК, сделанные в период с 14 по 18 июля. На фотографиях видно, что одна из батарей "Буков" в день крушения Boeing оказалась в районе населенного пункта Зарощенское, в 50 км восточнее Донецка и 8 км южнее Шахтерска, рядом с территорией, контролируемой ополченцами. Уже 18 июля батарея ЗРК оставила занимаемую позицию.
Также представитель Генштаба сообщил, что 17 июля украинские радиолокационные станции 9С18 "Купол М1" комплекса "Бук" работали с максимальной интенсивностью: в день, когда Boeing был сбит, работали девять станций, а на следующий день только четыре. Впрочем, в Минобороны не сообщили о фиксации пуска ракет класса "земля-воздух" в районе, где был сбит Boeing. Зато в ведомстве опровергли информацию о передаче ополченцам Донбасса каких-либо видов вооружений, в том числе "Буков", из которых мог быть сбит самолет.
Опровергли в Минобороны и заявления властей Украины о том, что в момент крушения Boeing в районе Донецка не было военных самолетов,— военные зафиксировали "набор высоты самолета украинских ВВС, предположительно Су-25" в направлении малайзийского гражданского судна, "причем штурмовик находился от него в 3-5 км". А начальник главного штаба ВВС России Игорь Макушев добавил, что российский диспетчер, "запрашивая характеристики у вновь появившегося объекта", получить их не смог, так как, вероятнее всего, воздушное судно системой вторичного опознавания было не оборудовано, что характерно для военных самолетов. После того как Boeing исчез с радаров, военный самолет, по его словам, "барражировал над местом падения гражданского судна".
"Последний шанс"
Впрочем, все эти аргументы Запад, похоже, не убеждают. Сегодня в Брюсселе главы МИДов стран ЕС обсудят ужесточение санкций в отношении России из-за ситуации на Украине. Изначально встреча созывалась для мониторинга реализации договоренностей, достигнутых на саммите ЕС 16 июля. Тогда лидеры стран ЕС условились расширить черные списки российских физических и юридических лиц, урезать программы сотрудничества с Россией, приостановить российские проекты ЕИБ и ЕАБР, а также максимально затруднить инвестиционные потоки в Крым (см. "Ъ" от 17 июля). Но после того как был сбит малазийский Boeing, ряд стран ЕС заявили, что этих мер недостаточно.
Наиболее решительно настроена Великобритания, чьи подданные были на борту разбившегося лайнера. Премьер Дэвид Кэмерон прямо объявил о причастности поддерживаемых Россией ополченцев к крушению самолета и призвал европейских коллег перейти к третьему этапу санкций — ограничениям в отношении целых секторов экономики РФ. По данным диписточников агентства Bloomberg, сегодня новый глава британского МИДа Филип Хэммонд потребует ввести полное эмбарго на поставки РФ вооружений и продукции двойного назначения.
Раннее принятию такого решения противодействовала Франция, связанная с Россией многомиллиардным контрактом на поставку вертолетоносцев "Мистраль". Однако британский вице-премьер Ник Клегг уверен, что "ситуация меняется — в ЕС стали больше прислушиваться к нам и мнению восточноевропейских государств". При этом в правительстве Великобритании предупредили, что в случае отсутствия консенсуса в ЕС Лондон будет действовать в одиночку.
Ряд других влиятельных стран ЕС, включая Францию и Германию, заняли более сдержанную позицию, предложив дождаться результатов расследования катастрофы. Вчера глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер призвал РФ оказать максимальное содействие международным экспертам, предупредив: "Возможно, это последний шанс России показать, что она заинтересована в выяснении причин (катастрофы.— "Ъ")".
Аналитики не исключают, что сегодня главы дипломатий ЕС лишь обсудят набор возможных мер против РФ, а для голосования по ним потребуется встреча глав государств. По мнению экспертов, многое будет зависеть от позиции наиболее пострадавшей страны — Нидерландов (среди погибших — 193 ее подданных). Вчера премьер Марк Рютте предупредил: Нидерланды выскажутся за введение против России более жестких санкций, если она не убедит ополченцев предоставить следователям свободный доступ к месту крушения лайнера.
О том, что Москва "несет прямую ответственность за то, чтобы убедить сепаратистов сотрудничать" со следствием, вчера заявил и президент США Барак Обама, пригрозив, что в ином случае Россия "заплатит большую цену и будет изолирована".
Вчера для рассмотрения Совбезом ООН была подготовлена резолюция, в которой также говорилось о необходимости обеспечения "немедленного, безопасного, полного и беспрепятственного доступа" к месту катастрофы. Проект документа подготовила Австралия, а Россия внесла в него ряд уточнений, потребовав, чтобы расследование было "беспристрастным" и происходило под эгидой Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Экспертный заезд
Вчера в район катастрофы лайнера стали активно прибывать иностранные эксперты. Утром группа из Нидерландов в составе трех патологоанатомов посетила место крушения самолета, а затем направилась на железнодорожную станцию в Торезе. Там эксперты осмотрели вагоны-рефрижераторы с телами погибших в авиакатастрофе. Голландцев сопровождали члены миссии ОБСЕ, работающей на Украине с середины марта.
Начиная с пятницы представители ОБСЕ ежедневно выезжают на место катастрофы группами по 14-17 человек. Всего же около 30 членов наблюдательной миссии, которые до трагедии базировались в разных городах на юго-востоке Украины, в конце прошлой недели переместились в Донецк. По словам источника "Ъ" в штаб-квартире ОБСЕ, получающего информацию от коллег с востока Украины, голландские эксперты остались удовлетворены условиями, в которых в Торезе содержатся тела погибших.
"Голландцы наблюдали, как сотрудники станции опечатывали вагоны с рефрижераторами,— рассказал собеседник "Ъ" в ОБСЕ.— Замечаний практически не было". В состав той же группы входили и украинские представители, чья задача — передавать информацию в созданную Киевом правительственную комиссию по расследованию авиакатастрофы Boeing 777.
Вчера вечером поезд с телами погибших пассажиров отбыл из Тореза. В сопровождении малайзийских экспертов тела будут переправлены сначала на территорию, подконтрольную украинскому правительству, а потом в Амстердам.
Премьер Украины Арсений Яценюк пообещал, что Киев приложит все усилия по созданию гуманитарного коридора и обеспечит зарубежных экспертов доступом к месту трагедии. Это заявление прозвучало, когда в Харьков прибыла расширенная делегация международных инспекторов. В ее состав вошли 23 эксперта из Нидерландов, по двое из Германии и США, один из Великобритании, а также трое представителей посольства Австралии в Киеве. Встретившийся с делегацией глава Харьковской администрации Игорь Балута сообщил, что в ее рядах есть представители Интерпола и Европола.
Практически одновременно на Украину прибыли более 130 специалистов из Малайзии, а также сотрудники британского Бюро по расследованию происшествий. По данным "Ъ", в Киеве сейчас работают и двое представителей ICAO, под эгидой которой в дальнейшем может быть создана единая международная комиссия по расследованию авиакатастрофы под Донецком.
Главную же новость сообщил вчера вечером премьер Малайзии Наджиб Разак. Он объявил, что с ним связались лидеры ополченцев и согласились до конца понедельника передать малайзийским специалистам бортовые самописцы разбившегося самолета Malaysia Airlines. Это означало, что ключевые условия для реального международного расследования созданы.
Впрочем, некоторые выводы эксперты могут сделать уже сегодня. Так, среди обломков Boeing найдены фрагменты, имевшие "очевидные следы внешнего воздействия". В частности, на кусках крыла и корпуса обнаружены пробоины с загнутыми внутрь краями, похожие на те, что имелись на фрагментах Ту-154 авиакомпании "Сибирь", поднятых со дна Черного моря после катастрофы в 2001 году. Тот лайнер, как установили эксперты МАК и Генпрокуратуры РФ, был сбит ударом взрывной волны и изрешечен осколками в результате взрыва на небольшом расстоянии от него боевой части (БЧ) ракеты класса "земля-воздух", выпущенной ЗРК С-200 ПВО Украины во время учений. Еще одним подтверждением того, что лайнер был сбит, стало патолого-анатомическое исследование тел погибших пассажиров — в них была обнаружена картечь, которой была заряжена БЧ. Наконец, речевой самописец зафиксировал слова пилота Ту-154, спросившего у других членов экипажа: "Куда попало?"
Учитывая, что Boeing 777 в момент предполагаемой атаки находился примерно на такой же высоте, его пилоты также могли успеть высказаться о возможной причине крушения; пассажиры помимо травм, вызванных падением с огромной высоты, в случае атаки с земли должны были получить ранения шрапнелью. Наконец, баллистическая экспертиза с большой долей вероятности установит, какой именно боеприпас использовался для поражения самолета. Кроме того, на Черном море экспертам пришлось работать со значительно меньшим количеством материала, нежели под Донецком, так как большую часть фрагментов самолета и тел погибших найти тогда так и не удалось. Все это повышает вероятность того, что расследование прояснит многое.