"Новый закон об ОСАГО закрепляет единую методику оценки ущерба"
Предельные выплаты по страховому полису ОСАГО вырастут до 900 тыс. руб. Такой закон подписал президент России Владимир Путин. Корреспондент "Коммерсантъ FM" Наталья Суворова, которая работала на пресс-конференции в Центробанке, рассказала подробности ведущему Борису Блохину.
С 1 октября максимальные выплаты по имуществу для автовладельцев вырастут до 400 тыс. руб. А с 1 апреля увеличится лимит выплат за жизнь и здоровье пострадавших в ДТП — до 500 тыс. руб. При этом Банк России планирует скорректировать тарифы ОСАГО в октябре этого года, заявил на брифинге зампред Центробанка Владимир Чистюхин.
— Какие самые важные изменения вступают в силу с подписанием этого закона?
— Прежде всего, то, о чем вы упомянули, то есть ответственность, скажем так, по железу, по имуществу возрастет, выплаты — до 400 тыс. руб. Эти изменения уже вступят в силу с октября — и по жизни, и по здоровью. При попадании в ДТП максимальный лимит выплат увеличится до 500 тыс. руб., это вступит в силу с 1 апреля следующего года. Как заявил господин Чистюхин, зампред Центробанка, в этом плане практика может улучшаться, то есть он не исключил каких-то дальнейших повышений этих выплат, возможно, не в ближайшее время, но, по его словам, лучшая практика составляет 2 млн руб. Будем к этому стремиться в будущем. Давайте посмотрим заявление господина Чистюхина по поводу еще двух важных моментов:
"Во-первых, предполагается, что продажа полисов ОСАГО будет осуществляться во всех регионах, где у страховщика есть точки продаж. Это заставит страховщиков относиться намного более серьезно к необходимости продажи полисов ОСАГО во всех местах, где они присутствуют. Второй момент — это безальтернативное прямое возмещение убытков. Те страховщики, к которым обращаются потребители за получением возмещений, если это не тот страховщик, с которым у него был заключен договор ОСАГО, то они, как мы помним, часто направляют в какие-то дальние точки за много километров, и это с точки зрения логистики и времени было очень неудобно. Безальтернативное прямое возмещение убытков должно эту проблему решить".
То есть теперь человек, который обращается за возмещением убытков, сможет это сделать только в своей страховой компании. И еще одна важная норма — это то, что размер компенсаций по изношенным деталям автомобилей и других транспортных средств тоже изменился, приняли компромиссный вариант в 50%. Если сейчас, по текущим правилам, страховщик может решить, что какая-то деталь изношена на 80%, и компенсировать только оставшиеся 20% стоимости, то теперь он будет обязан компенсировать половину.
— Это все, что касается потребителя, да, они защищены, согласно новому закону. А что касается страховщиков, для них какие-то есть выгоды здесь?
— Как сказал господин Чистюхин, есть плюсы и для страховщиков тоже, поскольку звучали возражения и со стороны страхового сообщества. Во-первых, будет введен, благодаря новому закону, досудебный порядок урегулирования споров.
То есть если потребитель с чем-то не согласен, он обязан обратиться к страховщику до суда и сначала должен будет получить ответ в течение двух дней. Это, по мнению законодателей, увеличит возможность разрешения этих споров в досудебном порядке, после чего уже только, если нет, то это дело будет передано в суд.
Плюс — в этом законе закрепляют единую методику оценки ущерба. То есть страховщики будут защищены от действий тех, кто хочет нажиться на том, чтобы, соответственно, если человек попадает в аварию и ущерб получен меньший, а он хочет стрясти со страховой компании больше денег, чем на то можно рассчитывать, в этом плане страховщики будут лучше защищены, а потребители, по словам господина Чистюхина, будут лучше понимать, что им вообще причитается. Страховщики же смогут сократить вообще свои издержки и расходы. Единственное, тут важная вещь, что еще должны вступить через некоторое время, с июля следующего года, электронные полисы. Всю эту систему планируется автоматизировать, и для этого нужны определенные вложения, то есть в этом плане реформа ОСАГО, конечно, еще не завершена.
— Много жалоб и звучало, и звучит сейчас, что страховщики навязывают потребителям платные услуги. Как новый закон регулирует это и регулирует ли вообще?
— Во-первых, зампред Центробанка отметил, что они проводили проверку по многим страховым компаниям и сказали, что вообще зафиксировать и подтвердить факт навязываемых услуг крайне затруднительно. То есть можно к кое-каким техническим деталям придраться, посмотреть, как продает компания полисы и все такое прочее, но насколько эта услуга действительно "впаривается" насильно, если можно так выразиться, потребителю — очень сложно. Тем не менее, как сказали в Центробанке, число жалоб на страховщиков с навязыванием таких услуг сократилось практически втрое с марта по июль этого года. Прогноз позитивный.