Метро идет по линии РЖД
Ивана Беседина сменил Дмитрий Пегов
Столичные власти вчера отправили в отставку главу метрополитена Ивана Беседина, пояснив, что авария 15 июля перечеркнула огромную работу, проделанную в метро. Его место занял еще один выходец из РЖД Дмитрий Пегов, руководивший дирекцией скоростного сообщения компании. Эксперты считают, что кадровый резерв для такой должности есть только на железных дорогах. В Госдуме требуют завести на Ивана Беседина уголовное дело.
Об отставке главы ГУП "Московский метрополитен" вчера объявил столичный мэр Сергей Собянин на заседании правительства Москвы. "В метрополитене проведена работа по обновлению подвижного состава, объем финансирования вырос в разы, снижено количество технических сбоев. Но трагедия перечеркнула эту огромную работу",— пояснил причины отставки градоначальник. Место главы столичной подземки занял другой выходец из РЖД Дмитрий Пегов (руководил до этого скоростным сообщением на железных дорогах). Напомним, что Иван Беседин до назначения в 2011 году в ГУП "Московский метрополитен" возглавлял Калининградскую железную дорогу. Мэр пояснил, что у Дмитрия Пегова есть "большой опыт руководящей работы" и он прошел путь от помощника машиниста до главы "одного из самых перспективных направлений" РЖД.
41-летний Дмитрий Пегов в 1997 году окончил Санкт-Петербургский госуниверситет путей сообщения. В 2008 году он также обучался деловому администрированию в Балтийском государственном техническом университете. С 2004 года господин Пегов руководил депо "Санкт-Петербург-Московское" Октябрьской железной дороги, а в 2009 году был назначен начальником Северо-Западной дирекции скоростного сообщения РЖД. Год спустя он стал руководителем аналогичной, но уже федеральной дирекции РЖД.
Отставка Ивана Беседина произошла после того, как 15 июля в столичной подземке на перегоне "Славянский бульвар"--"Парк Победы" три вагона сошли с рельсов, в результате чего 23 человека погибли, а еще 217 граждан пострадали. Господин Собянин сообщил, что Дмитрию Пегову предстоит "вернуть доверие москвичей к метрополитену" и "доказать, что столичное метро — самое безопасное и надежное в мире".
Собеседники "Ъ" в руководстве одного из федеральных ведомств говорят, что кандидатура господина Пегова возникла на прошлой неделе, причем альтернатив ему вообще не рассматривалось. По сведениям "Ъ", в РЖД его назначение в столичный метрополитен не лоббировали. По словам близких к РЖД источников "Ъ", господина Пегова продвигал столичный вице-мэр и глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, а в РЖД, наоборот, сожалеют о переходе на другую работу "такого опытного и компетентного эксперта". Дмитрий Пегов знаком с вице-мэром со времен, когда последний был соакционером "Трансмашхолдинга", и у господина Ликсутова сложилось благоприятное впечатление о нем как о специалисте своего дела, отмечает собеседник "Ъ". В ОАО РЖД официально переход господина Пегова на другую работу вчера не комментировали. Господин Ликсутов вчера заявил, что знает назначенца как "опытного железнодорожника и профессионала", повторив слова мэра о стратегической задаче сделать подземку самой безопасной в мире. В столичном департаменте транспорта на просьбу прокомментировать назначение заявили, что "все документы об этом подписывает мэр", и сказали, что добавить к этому и к словам Максима Ликсутова ничего не могут.
Сам господин Пегов вчера сообщил о грядущей "кардинальной проверке" подземки на предмет "узких мест" с точки зрения безопасности. Тот факт, что его предшественник-железнодорожник с работой не справился, господина Пегова не пугает. "Нормативы, которые применяются у нас (на РЖД.— "Ъ"), схожи с нормативами метро",— сказал он. На вопросы, затеет ли он реформу подземки и станет ли назначать на должности других железнодорожников, чиновник заявил, что "все реформы были ранее согласованы мэром", о перестановках говорить пока рано, да и в самом метрополитене "много грамотных специалистов".
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин считает, что кадровый резерв на подобные должности "есть только у РЖД — больше кандидатур взять неоткуда". "Метрополитен — железнодорожная транспортная система, хотя и с огромной спецификой. Да и странно было бы, если подземку после системной катастрофы возглавил бы кто-то из замов Беседина",— рассуждает эксперт. Отметим, что предшественник господина Беседина Дмитрий Гаев пришел в метрополитен из структур московского горкома КПСС, однако до этого восемь лет проработал в локомотивном депо "Москва-Сортировочная", а еще год — старшим инженером Министерства путей сообщения. Предыдущее место работы Дмитрия Пегова, дирекцию скоростного сообщения РЖД, господин Блинкин характеризовал как "технически продвинутую и наименее консервативную" в компании. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров говорит, что господин Пегов отвечал в РЖД за один из наиболее сложных с точки зрения безопасности проектов — поезда "Сапсан". "За годы движения крупных аварий на них не произошло",— напоминает аналитик, который также приводит в пример организацию движения поездов "Ласточка" в Сочи во время проведения Олимпиады. Господин Блинкин говорит, что "все регламенты в метро давно написаны и они не хуже, скажем, японских". "Нужен жесткий грамотный мужик, который палкой заставлял бы их соблюдать",— заключил эксперт.
Лидер профсоюза работников ГУП "Московский метрополитен" Николай Гостев заявил, что увольнение Ивана Баседина было одним из требований сотрудников подземки. "Прежнее руководство на высказывание недовольства работниками отвечало давлением и репрессиями",— сообщил господин Гостев. Близкий к РЖД источник "Ъ" говорит, что Иван Беседин на посту начальника метрополитена никак себя не проявил и по отношению к нему давно зрело недовольство. "Основная ошибка Ивана Беседина в том, что он вовремя не отреагировал на последние систематические сбои в работе метро",— считает Михаил Бурмистров из "Infoline-Аналитики". В Госдуме зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин и депутат от ЛПДР Роман Худяков вообще потребовали привлечь господина Беседина к "полной ответственности, вплоть до уголовной". Впрочем, фигурантом уголовного дела по факту катастрофы в метро, по данным "Ъ", Иван Беседин если и станет, то скорее в качестве свидетеля, чем обвиняемого. Связано это с тем, что событие, которое, по версии следствия, привело к катастрофе, а именно ненадежная фиксация проволокой стрелочного перевода, произошло в ночь на 15 июля, когда господин Беседин официально находился в отпуске, а значит, за безопасность объекта отвечать никак не мог. Другое дело — его заместители, руководители служб метрополитена и подрядных организаций, участвовавших в работах на синей ветке.
Вчера Басманный райсуд Москвы, удовлетворив ходатайство ГСУ СКР, арестовал на два месяца директора по производству субподрядной организации ООО "Спецтехреконструкция" Анатолия Круглова. Он подозревается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ). По версии следствия, господин Круглов являлся ответственным за производство работ по врезке стрелочного перевода на перегоне станций "Парк Победы"--"Славянский бульвар". Он стал третьим арестованным по делу о катастрофе в метро. Ранее были заключены под стражу мастер 3-й дистанции службы пути Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. По данным следствия, им предстояло эксплуатировать реконструируемый участок, принимать у строителей выполненные работы. Однако мастер и его помощник, проигнорировав должностные обязанности, не обратили внимания на то, что привод стрелки был закреплен не специальной струбциной, а "времянкой" в виде проволочной скрутки. Крепеж, как полагает следствие, не выдержал нагрузки, остряки стрелки сдвинулись из положения "прямо" в некое промежуточное состояние, и движущийся со скоростью 70 км/ч состав, сойдя с рельсов, врезался в разделяющий два тоннеля портал.
Сегодня Басманному суду предстоит определиться с мерой пресечения и в отношении четвертого задержанного — замначальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП "Московский метрополитен" Алексея Трофимова. По данным следствия, господин Трофимов также допустил ненадлежащее закрепление стрелки. В СКР подчеркнули, что окончательный круг подозреваемых в трагедии еще предстоит установить. Сделано это будет по результатам технических, химических и других экспертиз, а также допросов руководящих сотрудников метрополитена и компаний, участвовавших в работах на синей ветке.