"Мечел" попал под прогноз
ВЭБ не ждет от него прибыли до 2030 года
Стали известны причины отказа ВЭБа от реализации предложенной госбанками и одобренной Минфином схемы реструктуризации долга "Мечела" в $8,3 млрд. По оценкам госкорпорации, этот вариант сработает лишь при низкой инфляции и резком удешевлении рубля. Сам ВЭБ убежден, что "Мечел" не сможет стать прибыльным вплоть до 2030 года. Эту точку зрения разделяют в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова, предлагая решить проблемы "Мечела" за счет реструктуризации его активов, смены менеджмента и акционеров.
Основная модель поддержки "Мечела" за счет выкупа ВЭБом облигаций компании работоспособна лишь при "исключительно оптимистичном" развитии событий. Такой вывод сделали в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова, следует из попавшей в открытый доступ служебной переписки (источники "Ъ" подтвердили достоверность документов).
Госбанки исходят из того, что инфляция с 2018 года составит 1% в год в долларах и 2% в рублях, а курс рубля к доллару ослабнет до 42,4 руб. в 2030 году. По прогнозу ВЭБа, среднегодовая рублевая инфляция составит 3,6% в год, долларовая — 2%, курс рубля в 2030 году упадет до 39 руб. Как считает замглавы секретариата Игоря Шувалова Юрий Газарян, "более консервативные допущения" в модели ВЭБа приводят к тому, что долг "Мечела" продолжит расти и уже "в среднесрочной перспективе проблему придется решать вновь, только еще в большем масштабе".
Чистый долг "Мечела" — $8,3 млрд, основные кредиторы — Газпромбанк ($2,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Сбербанк ($1,3 млрд), на финансирование Эльгинского угольного месторождения ВЭБ выделяет еще $2,5 млрд.
Из финмодели "Мечела" до 2030 года, рассчитанной Газпромбанком, следует, что компания будет прибыльной с 2021 года ($291 млн) и начнет погашать долг с 2016 года, максимум по $1,3 млрд в год в 2020-2021 годах и $4,3 млрд в 2029 году. В модели ВЭБа "Мечел" будет убыточным до 2030 года ($3,76 млрд) при чуть больших выплатах кредиторам. Как пишет господин Газарян, один из вариантов решения проблемы — снижение ставок при реструктуризации долга. Понижение ставки по кредиту ВЭБа или облигациям с 11% до 7,5% уменьшит процентные расходы "Мечела" на $180 млн в год, что "эквивалентно уменьшению долга примерно на $2,5 млрд". По мнению чиновника, снижение оплатят банки-кредиторы, это "форма их финансовой ответственности за слабое управление риском". Но, так как ЦБ рефинансирует облигации ВЭБа по ключевой ставке, операцию Юрий Газарян считает безубыточной для госбанков по РСБУ. Убытки по МСФО не слишком велики: потеря в справедливой стоимости актива составит менее $1,5 млрд, что эквивалентно списанию 25-30% кредитов. По его мнению, если банки сформировали "хоть сколько-нибудь адекватные" резервы (минимум 30%), то операция "также не принесет им существенных потерь". Но "не все банки создали такие резервы".
Данная схема согласована Минфином и госбанками, но против выступает ВЭБ, отмечается в письме заместителя главы Минфина Андрея Иванова Аркадию Дворковичу от 4 июля. Глава госкорпорации Владимир Дмитриев 9 июля подтверждал, что все схемы спасения "Мечела" для ВЭБа убыточны. Юрий Газарян пишет, что нужно "рассмотреть варианты реструктуризации компании, связанные с перегруппировкой, выделением активов, их продажей, изменением структуры собственности и менеджмента".
Представители Аркадия Дворковича, Игоря Шувалова, Минфина, "Мечела", госбанков и ВЭБа от комментариев отказались. Один из источников "Ъ" уточняет, что на самом деле финансовых моделей развития "Мечела" разработано около сорока, но кардинально они не отличаются. Другой собеседник "Ъ" говорит, что кредиторам из-за позиции ВЭБа наиболее вероятной видится конвертация долга в акции "Мечела". Вернуться к обсуждению схемы стороны могут после согласования новой управленческой команды для "Мечела".
Источник "Ъ" в "Мечеле" считает, что финмодель ВЭБа излишне консервативна и "подразумевает полную стагнацию экономики и отрасли". "В сценарии, согласованном госбанками и "Мечелом", это сбалансировано предпосылками по развитию рынка сбыта, учтена историческая цикличность отрасли, что делает этот вариант более реалистичным,— отмечает он.— При подходе ВЭБа нежизнеспособен и альтернативный вариант создания Дальневосточной горно-металлургической компании" (объединение части активов "Мечела", Evraz и "Амурметалла", см. "Ъ" от 4 июля). Главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин называет прогноз ВЭБа по уровню инфляции "более реальным", но он не исключает дальнейшего серьезного снижения курса рубля. По мнению Александра Литвина из "ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс", возможным вариантом решения проблем "Мечела" будет максимальное пролонгирование кредитов со снижением стоимости обслуживания долга. Так, кредиторы могут оказать финансовую поддержку компании в расчете на то, что рынки угля восстановятся и "Мечел" сможет начать гасить задолженность.