Бой конкурсантов
Документация на право распределения автобусных маршрутов устояла в суде
После пяти лет безуспешных попыток провести конкурсные процедуры на распределение автобусных маршрутов у администрации Перми появился шанс. Вчера арбитражный суд полностью отказал группе перевозчиков, которая пыталась оспорить положение о конкурсе. Это первая конкурсная документация, подготовленная властями, которая смогла устоять в суде. Перевозчики не исключают, что принятое решение может серьезно отразиться на рынке пассажирских перевозок в городе.
Пермская городская дума сумела в суде доказать правомерность разработанной ею конкурсной документации на распределение автобусных маршрутов. Вчера арбитражный суд Пермского края полностью отказал группе перевозчиков в признании недействующим «Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми». Суд отметил, что положение соответствует федеральному законодательству. Также суд снял обеспечительные меры, наложенные на проведение конкурсных процедур по четырем маршрутам. Решение суда вступило в законную силу. Мотивировочная часть будет изготовлена в течение пяти дней.
Напомним, администрация города Перми с 2009 года пытается реформировать отрасль пассажирских перевозок и изменить принцип распределения маршрутов с заявительного на конкурсный. Администрация дважды разрабатывала конкурсную документацию и объявляла конкурсы, но перевозчики оспаривали их в суде. В прошлом году инициативу по разработке конкурсной документации взяла на себя Пермская городская дума и лично депутат — перевозчик Павел Ширев. Стоит отметить, что после его работы над документом в нем остались три параметра, к которым ранее у суда претензий не возникло: средний срок эксплуатации транспортных средств, удельный вес транспортных средств с низким расположением пола, средний экологический класс транспортных средств. Еще один критерий, который был включен в документ, — количество автобусов, работающих на газе. В декабре прошлого года порядок проведения конкурсов на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на маршрутах города был утвержден гордумой.
11 апреля мэрия объявила конкурс на четыре автобусных маршрута: № 45, 40, 43, 62. В конце апреля с исками в суд обратились ООО «Уралавтотранс», ООО «Городской автобус» и предприниматель Петр Белозеров. Они пытались оспорить пункт 9.1 Положения.
В ходе судебного заседания представители перевозчиков объяснили, что не согласны с примечаниями к критериям «средний срок эксплуатации транспортных средств». В частности, ранее при определении срока эксплуатации транспортного средства учитывался такой параметр, как замена кузова и средний срок эксплуатации отсчитывался уже с этого времени. В последнем варианте документации сроком эксплуатации считается дата изготовления транспортных средств, зафиксированная в паспорте транспортного средства (ПТС). При этом, если автобусу больше 15 лет, то ему присваивается 0 баллов. Также перевозчиков не устроило то, что в документе автобусом с низким расположением пола считается такой, где 35% площади салона образуют прямую поверхность. Таким образом, считают перевозчики, если площадь будет более 35%, то он уже не считается подходящим под данный параметр. Также перевозчиков не устроил подход к определению экологического класса транспортных средств. По словам представителей перевозчиков, не во всех ПТС указан такой параметр. Стоит отметить, что частично на сторону перевозчиков встали краевая прокуратура и УФАС по Пермскому краю.
Павел Ширев, представлявший в суде интересы Пермской гордумы пояснил, что орган власти представляет интересы жителей и критерии нацелены на то, чтобы по улицам ездили самые новые и хорошие автобусы. По его словам, после замены кузова автобус не обновляется полностью, у него есть и другие комплектующие, которые тоже устаревают. «Именно паспорт транспортного средства для конкурсной комиссии будет основным документом», — уточнил депутат. В итоге суд встал на сторону ответчика.
Как сообщили в департаменте дорог и транспорта (ДДиТ), после получения решения суда и снятия судом обеспечительных мер ДДиТ планирует возобновить приостановленные конкурсы.
Перевозчики отмечают, что решение может повлиять на ситуацию на рынке пассажирских перевозок. Указанные параметры ставят в выгодное положение владельцев новой техники. В то же время на маршрутах города сейчас много так называемых «конструкторов» — автобусов, которые обновлялись путем замены различных узлов и агрегатов, но по нынешней документации эти обновления учитываться не будут. Стоит отметить, что с прошлого года замена кузова автобусов официально запрещена. Директор НП «Автолидер» Александр Богданов отметил, что в подержанные автобусы иностранного производства вкладывались деньги, в результате они обновлялись на 20 лет и были комфортнее для пассажиров, чем новые автобусы отечественного производства. По его словам, после проведения конкурса на некоторых маршрутах может серьезно измениться состав перевозчиков.
Директор НП «Единый союз перевозчиков» Михаил Ухватов прогнозирует другие перемены на рынке, в частности появление большего количества автобусов типа ПАЗ. «В привилегированном состоянии окажется тот, у кого новый автобус. ПАЗ — бюджетный вариант, стоимостью 1–1,5 млн руб. В условиях нашего тарифа приемлемый вариант для выхода на рынок. Это минус прежде всего для пассажиров, которые привыкли ездить в автобусах повышенного комфорта, в которых зачастую есть кондиционеры. Возврат к автобусам типа ПАЗ — это шаг назад», — полагает он. Угрозы для своего партнерства в виде потери части маршрутов Михаил Ухватов не видит, отмечая, что средний год выпуска в его парке конкурентоспособен с техникой других перевозчиков.
«Эмоционально мы приветствуем данное решение. Потому что всегда выступали за появление порядка конкурсных процедур. Но необходимо посмотреть мотивировочное решение», — заметил директор НП «Новый автоальянс» Александр Стерлягов. Он также отметил, что сейчас сложно оценить, как данное решение может повлиять на расстановку сил на пермском рынке автобусных перевозок: «Если появится новый игрок, который купит новые автобусы, то произойдет перераспределение рынка. Но пока об этом рано говорить».