Мосгоризбирком счел выборы «либеральными»
Валентин Горбунов заявил, что ко всем кандидатам относились непредвзято
Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов считает, что избиркомы отнеслись к кандидатам в Мосгордуму «либерально». По его словам, во время сбора подписей давления на них никто не оказывал, а нападение на муниципала Веру Кичанову могло быть организовано с целью ее «самопиара». Оппозиционеры и эксперты же указывают, что многие подписи были забракованы по вине членов комиссий, а об одинаково «доброжелательном» отношении к кандидатам говорить и вовсе не приходится.
За 45 мест в Мосгордуме поборются 273 кандидата, сообщил Валентин Горбунов. По его словам, из 193 самовыдвиженцев зарегистрировано было 49 (остальные в большинстве своем не подали подписи в избирательную комиссию). 12 претендентам в регистрации отказали: половина из них предоставила недостаточное количество подписей, половине отказано в связи с тем, что среди их подписей обнаружилось больше 10% брака. Напомним, абсолютное большинство самовыдвиженцев-оппозиционеров до выборов не дошли: часть не смогла собрать подписи, другим отказали в регистрации.
От партий на выборы выдвинулись 274 кандидата, из них процесс регистрации прошли 224 человека, поддержанных 10 партиями (всего было 17) — среди них «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Гражданская платформа», «Родина», «Гражданская сила», «Зеленые» и Социал-демократическая партия. Большинство из тех, кто не был допущен к выборам, не смогли собрать подписи. Напомним, правом не собирать подписи на выборах в Мосгордуму обладают парламентские партии и «Яблоко», остальным кандидатам нужно собрать по 3% подписей избирателей в округе.
Господин Горбунов подчеркнул, что во время сбора подписей давления на кандидатов никто не оказывал. «Был только один случай, когда кандидатку избили, но это были частные охранники частного торгового центра. Не исключаю, что это было сделано с целью самопиара»,— заявил Валентин Горбунов. Напомним, на оппозиционного муниципального депутата Веру Кичанову во время сбора подписей напал сотрудник ЧОПа, который порвал ее подписные листы.
Валентин Горбунов считает, что подход ко всем кандидатам был одинаково доброжелательным. По его словам, задачей комиссий было не вылавливать ошибки, а помогать кандидатам — впервые за многие годы все недочеты, технические ошибки трактовались в их пользу. «Члены комиссий старались как можно раньше выдать кандидатам ведомость с замечаниями по подписным листам, чтобы они смогли их перепроверить. И часть подписей потом засчитывались»,— заявил господин Горбунов.
Оппозиционер Мария Гайдар, которой отказали в регистрации, назвала заявление председателя Мосгоризбиркома «очевидной ложью». «Половину моих подписей забраковали по вине членов избиркома — они сделали ошибки, когда переносили данные из подписных листов, чтобы отправить в ФМС, поэтому они и не совпали с их базой»,— объяснила она “Ъ”. По ее словам, сотрудники избиркома не стали разбираться ни с собственными опечатками, ни с ошибками в базе ФМС. «Ни одной подписи после перепроверки не признали действительной»,— заявила она. Правозащитница Ольга Романова, которой также не удалось зарегистрироваться, согласна с Марией Гайдар, хотя и признает, что мелкие формальные недочеты комиссия и правда толковала в пользу кандидатов. «Мы подали возражения по 991 забракованной подписи, и сотрудники избиркома просто отказались их рассматривать. Признали действительными всего три или пять»,— рассказала она “Ъ”.
Господин Горбунов же считает, что по сравнению с прошлыми выборами комиссия стала относиться к кандидатам намного либеральнее. «В этом году избирком принял решение проверять 100% подписей, но это было сделано только для того, чтобы к каждому кандидату комиссия относилась одинаково непредвзято,— утверждает председатель Мосгоризбиркома.— Если сравнить с прошлыми выборами, то из 143 самовыдвиженцев отказано было 66. В этом году отказов в пять раз меньше. Конкурентность выборов повысилась: сейчас на одно место в округе претендуют шесть кандидатов, а в прошлую кампанию — всего четыре».
Однако председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин отмечает, что в словах господина Горбунова только доля правды. «После протестов 2011 года Центризбирком запретил забраковывать подписи по мизерным причинам. В этом смысле Мосгоризбирком относился к проверке подписей более лояльно,— сообщил он “Ъ”.— Но есть и другая сторона медали: в эту предвыборную кампанию законодательство настолько ужесточилось, что придираться к подписям особо и не требовалось». Господин Бузин подчеркнул, что большинство из самовыдвиженцев просто не смогли собрать нужное количество подписей и не подали их в избирком, именно поэтому процент незарегистрированных кандидатов настолько мал. Об одинаковом отношении к кандидатам, по его словам, говорить не приходится. «Если подписи Марии Гайдар (которой он оказывал юридическую помощь.— “Ъ”) проверяли целых семь графологов, то в некоторых комиссиях не было ни одного»,— отметил он.