Россия заглянет в "черный ящик"
Межгосударственный авиакомитет допущен до международного расследования катастрофы под Донецком
Вчера Межгосударственный авиакомитет (МАК) сообщил, что его сотрудник включен в международную комиссию по расследованию причин катастрофы Boeing 777 в Донецкой области. Участие в разбирательстве дает россиянину право контролировать его объективность и даже официально высказывать свое несогласие с выводами коллег. Однако противоречий у членов комиссии, скорее всего, не возникнет, ведь им предстоит лишь подтвердить, что лайнер был исправен, его пилоты не совершали ошибок, а причиной аварии стал обстрел. Вопрос же о том, кто произвел роковой выстрел, скорее всего, останется за рамками технического расследования.
Как сообщили вчера в МАК, еще накануне его уполномоченный представитель приступил к работе в международной комиссии, созданной после принятия соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН. По данным комитета, российский эксперт примет участие и в расшифровке бортовых самописцев Boeing, которая будет производиться в Великобритании.
Членство россиянина в комиссии, как пояснил "Ъ" один из авиаэкспертов, предоставляет ему возможность отстаивать интересы своей страны. Например, если сотрудник МАК сочтет расследование необъективным или политически ангажированным, он может официально не согласиться с его результатами, высказав собственные выводы в итоговом отчете — так называемое особое мнение.
Однако политическую значимость приглашения российского эксперта в международную комиссию, по мнению собеседника "Ъ", не стоит преувеличивать, поскольку круг вопросов, на которые предстоит ответить гражданским экспертам, довольно узок. Специалистам, по сути, нужно будет лишь "примерить" к ЧП в Донецкой области все традиционные причины авиакатастроф и профессионально их опровергнуть. Иначе говоря, расшифровав параметрический и речевой самописцы, убедиться в том, что Boeing 777 был технически исправен, а его экипаж не совершил каких-либо серьезных ошибок в пилотировании. Специалистам по установившейся традиции предстоит рассмотреть возможность захвата лайнера террористами и взрыва на борту, изучить всю полетную документацию, оценить погодные условия в момент катастрофы и качество топлива, которым был заправлен лайнер. После того как обычная в подобных случаях схема расследования будет отработана, международным экспертам останется лишь профессионально подтвердить уже озвученную в первые же часы после трагедии версию о подрыве гражданского лайнера ракетой с земли или с воздуха.
Как полагает опрошенный "Ъ" эксперт, главным и не требующим обсуждения аргументом в пользу этой версии могут стать извлеченные из конструкций самолета, багажа или тел погибших пассажиров осколки боевой части ракеты, имеющие характерную конфигурацию.
Отметим, что на этом этапе работа международной технической комиссии будет завершена и сомнений в правильности сделанных выводов ни у кого из ее членов, скорее всего, не возникнет.
Вопросы же о том, кто обстрелял Boeing, случайной или целенаправленной была атака на гражданский самолет, очевидно, останутся за кадром международного расследования. По этому поводу, очевидно, продолжат спорить политики, представители оборонных ведомств и сотрудники спецслужб России, Украины и США, однако эти люди, в отличие от технических экспертов, вряд ли смогут когда-либо прийти к единому мнению.