Пензенская область не успевает за беженцами
Из-за прибытия сотни переселенцев с Украины в регионе введен режим чрезвычайной ситуации
В Пензенской области введен режим чрезвычайной ситуации в связи с «резким увеличением» количества вынужденных переселенцев с Украины: в регион прибыли сразу более сотни человек. Введение режима ЧС дает властям формальное право изъять средства из резервного фонда облправителства для финансирования проживания, питания и оказания другой помощи прибывшим украинцам. По подсчетам регионального УФМС, с марта в область прибыли почти две тысячи человек с Украины, большинство из них планируют остаться в регионе. Наблюдатели с недоверием относятся к необходимости введения ЧС.
Во вторник в Пензенскую область прибыл специальный борт МЧС из Ростовской области, который доставил 102 вынужденных переселенцев с Украины, в том числе 46 детей. Для того, чтобы оперативно принять, разместить, трудоустроить людей, а также профинансировать все эти мероприятия, в регионе был введен режим чрезвычайной ситуации. Соответствующее распоряжение подписал и. о. губернатора Пензенской области Владимир Волков. В зону ЧС вошли Пенза и Пензенский район.
Документом предусмотрен комплекс мероприятий для обеспечения нормальной жизни переселенцев в регионе. Так, подразделения областного минздрава проведут предварительный медосмотр прибывших, при необходимости окажут медпомощь. Управление Роспотребнадзора должно проследить за санитарно-эпидемиологической обстановкой в местах размещения, а ГУ МВД — обеспечить охрану общественного порядка. В администрациях Пензы и Пензенского района будут назначены руководители «работ по организации жизнеобеспечения пострадавшего населения», а главы других муниципалитетов должны быть готовы к приему переселенцев и организовать пункты временного проживания. Для финансирования этих мероприятий региональный минфин выделит средства из резервного фонда облправительства. Пока конкретная сумма не называется. В целом, в 2014 году на формирование фонда в бюджете заложено 25 млн рублей.
В настоящее время, как сообщил начальник УФМС по Пензенской области Михаил Салмин, в регионе находится примерно 1800–1900 человек, прибывших с Украины. «Нюанс в том, что граждане Украины имеют право до 270 суток находиться в России без постановки на миграционный учет. Только через нас прошли 1700 человек, еще какая-то часть к нам не приходит, — сказал он. — С марта, как начался поток, мы встречаемся с приезжими с Украины, узнаем, какие у них планы, и затем даем им соответствующий статус — временное проживание, временное убежище или разрешение на работу. Есть категория людей, которые приехали переждать события, чтобы потом вернуться назад. А есть те, кто был в ополчении, и им, конечно, дорога туда заказана. Подавляющее большинство приезжих планируют остаться в Пензенской области».
В начале июля в областной администрации уже обсуждался вопрос оказания помощи переселенцам — на совещании с главами администраций районов и городских округов области губернатор Василий Бочкарев призвал подойти к этому «очень серьезно, исключая формальный подход». В частности, он предложил размещать людей в пустующих зданиях общежитий, интернатов и школ и даже высказал готовность выделить средства из резервного фонда для ремонта этих помещений. «Приехавшие к нам беженцы оказались в сложной ситуации, попали в беду. Мы должны быть неравнодушными людьми и помочь им в такой тяжелый момент», — сказал он тогда.
Пока для переселенцев создан только один пункт временного проживания — в санатории им. С. М. Кирова в поселке Ахуны на окраине Пензы. Именно здесь разместились прибывшие вчера 102 человека. В пресс-службе областного правительства сообщили, что некоторые местные жители принимают переселенцев у себя дома. Также в обладминистрации отметили, что возможность принять еще какое-то число переселенцев с Украины в регионе есть.
Исполнительный директор пензенского фонда «Гражданский союз» Олег Шарипков настороженно относится к приему беженцев, прилетевших во вторник. «Нормальные люди сами приезжают, как-то размещаются. А чтобы беженцев спецбортами МЧС перевозили, об этом я слышу впервые. Наверное, это спецбеженцы. Возникают подозрения, что это вовсе не беженцы, а те, кто там воевал — приехали сюда залечить раны, а потом вновь отправятся туда. Для этих спецбеженцев и спецусловия создаются, в санатории их поселили. Наверное, и чрезвычайное положение ввели в связи с этим. Хотя многие задают вопрос о том, зачем чрезвычайное положение, если у нас летний наплыв таджиков в семь раз больше, чем украинский», — отметил он.