24 июля 2009 года недалеко от берегов Европы при таинственных обстоятельствах пропал сухогруз Arctic Sea, на борту которого находились 15 российских моряков. После того как спустя несколько недель он был найден, а восемь человек были задержаны по подозрению в пиратстве, начали появляться версии о причастности к захвату судна третьих лиц», а также о том, что на борту корабля перевозились наркотики и крылатые ракеты для Ирана. Эти версии были признаны несостоятельными, а фигуранты дела были осуждены. Подробности погони за сухогрузом и дальнейшего расследования — в фотогалерее «Ъ».
В конце июля 2009 года недалеко от берегов Европы при таинственных обстоятельствах пропал сухогруз Arctic Sea, на борту которого находились 15 российских моряков
Фото: AP / Pekka Laakso, Lehitukuva, File
Сухогруз Arctic Sea, принадлежащий компании Solchart Management, вышел под флагом Мальты с грузом древесины из финского порта Якобстад 22 июля, чтобы 4 августа прибыть в алжирский порт Беджайя. 25 июля капитан корабля Сергей Зарецкий сообщил гендиректору Solchart Management Виктору Матвееву, что спустя два дня после начала рейса у шведского острова Оланд на борт сухогруза поднялись десять вооруженных людей в масках и жилетах с надписью Police
Фото: Reuters
Неизвестные, проведя несколько часов на судне, покинули его борт, после чего сухогруз продолжил плавание. Но уже 30 июля Arctic Sea бесследно исчез в водах Атлантики на широте Португалии, с его борта перестал подаваться сигнал на автоматическую спутниковую систему слежения за координатами. Возникла версия, что сухогруз мог быть захвачен пиратами. После того, как судно было обнаружено у берегов Африки, тогдашний министр обороны Анатой Сердюков заявил, что экипаж судна «не находился под вооруженным контролем». Министр добавил, что члены экипажа перемещены на сторожевой корабль «Ладный», где «проводится дознание для выяснения всех обстоятельств исчезновения и неподачи сигнала этого судна»
На фото военные перевозят пиратов, задержанных на российском сухогрузе Arctic Sea, с корабля «Ладный» в порт Пальмейрас
Фото: ТАСС / EPA
Первые гипотезы о том, что произошло с Arctic Sea, выдвинул главный редактор российского интернет-издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко (на фото). По его словам, 8 августа к нему, как к человеку, который на протяжении нескольких лет пишет о пиратстве, обратились родственники пропавших моряков с просьбой о помощи. На следующий день Войтенко написал на сайте «Совфрахта», что не верит в похищение судна с целью шантажа: «Вероятность нападения каких-то бандитов для последующего требования выкупа я напрочь отметаю как совершенно невозможную, я скорее поверю в инопланетян»
Фото: AP / Alexander Zemlianichenko
Версия о секретном грузе оказалась популярной. Особенно после того, как 12 августа жены моряков написали открытое письмо на имя тогда занимавшего пост премьер-министра Владимира Путина с просьбой найти пропавшее судно. В тот же день Дмитрий Медведев отдал распоряжение министру обороны Анатолию Сердюкову использовать все средства, чтобы найти Arctic Sea
Фото: Reuters
Arctic Sea действительно обнаружили два дня спустя в 300 милях от Кабо-Верде. Военные моряки с корабля «Ладный» и подразделения морской пехоты, по словам Анатолия Сердюкова, освободили команду и без единого выстрела арестовали захватчиков. Их было восемь — четверо граждан Эстонии и по два из Латвии и России. Уже после того, как операция по освобождению команды была успешно проведена, стало известно, что захватчики Arctic Sea намеревались получить за него выкуп
Фото: Reuters
3 августа, за сутки до того, как судно должно было прийти в Алжир, пираты связались со страховой компанией и потребовали выкуп за освобождение судна и команды — $1,5 млн. В противном случае захватчики грозили расстрелять экипаж и отправить Arctic Sea на дно. Ответив, что их требования будут рассмотрены, представители страховщика обратились в ФСБ. Спецслужба привлекла к расследованию и другие страны, а также Интерпол. И все договорились не раскрывать прессе сведения о захвате и шантаже, чтобы не поставить жизнь моряков под угрозу
Фото: Кадр из видео телеканала «Россия/ВЕСТИ»
3 августа, за сутки до того, как судно должно было прийти в Алжир, пираты связались со страховой компанией и потребовали выкуп за освобождение судна и команды — $1,5 млн. В противном случае захватчики грозили расстрелять экипаж и отправить Arctic Sea на дно. Ответив, что их требования будут рассмотрены, представители страховщика обратились в ФСБ. Спецслужба привлекла к расследованию и другие страны, а также Интерпол. И все договорились не раскрывать прессе сведения о захвате и шантаже, чтобы не поставить жизнь моряков под угрозу
Фото: Коммерсантъ / Андрей Стенин
По словам представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, ради успеха операции российские власти не только скрывали детали расследования, но и вбрасывали в СМИ ложную информацию о местонахождении Arctic Sea и о ходе его поисков. «Эта операция войдет в хрестоматию — как по осуществлению действий оперативного плана, так и операций информационного прикрытия»,— гордо сказал Рогозин
Фото: Reuters
Все восемь обвиняемых (Евгений Миронов, Дмитрий Бартенев (на фото), Андрей Лунев, Виталий Лепин, Алексей Булеев, Игорь Борисов, Дмитрий Савинсй, а также Алексей Андрюшин) не признали свою вину. На допросе они настаивали, что оказались на борту Arctic Sea случайно, спасаясь от шторма, а затем капитан судна отказал им в просьбе сойти на берег в любом европейском порту. В это же время на самом судне проводились следственные действия, в ходе которых, по заявлению директора управляющей компании Solchart Виктора Матвеева, сотрудники российского следственного комитета вплоть до 10 сентября препятствовали доступу на судно уполномоченного судового агента и представителей мальтийской морской администрации
Фото: Коммерсантъ / Андрей Стенин
Все это время корабль находился в открытом море, так как Испания не давала согласия на заход сухогруза в свои территориальные воды. Владелец судна Виктор Матвеев объяснял это тем, что судно не пускают в порт, потому что там до сих пор остаются военные моряки. Позже эту информацию подтвердили власти испанского порта Лас-Пальмаса. 19 ноября 2010 года генеральная прокуратура России передала в суд уголовное дело о нападении на судно
Фото: Reuters
В ноябре 2010 года расслдование дела о захвате судна было прекращено. После утверждения Генпрокуратурой обвинительного заключения по делу перед судом предстали шесть предполагаемых захватчиков, которым инкриминировалась 227-я статья УК («Пиратство»). Еще двух участников нападения на тот момент осудили в особом порядке
Фото: Reuters
Трое участников нападения, в том числе его организатор Дмитрий Савинс, заключили сделки со следствием, в соответствии с которыми они признали свою вину и дали показания на подельников. В результате дела пиратов рассматривались в особом порядке, что гарантировало им минимальные сроки. Организатор Савинс получил 7-летний срок, тогда как по УК ему грозило от 10 до 15 лет. Рядовой участник захвата Андрей Лунев в особом порядке был осужден на пять лет
Фото: Коммерсантъ / Андрей Стенин
Представ перед судом, Дмитрий Савинс рассказал, что заказчиком захвата Arctic Sea, следовавшего из Финляндии под мальтийским флагом с командой из 15 архангельских моряков в порт Беджайя (Алжир) с грузом пиломатериалов, выступал предприниматель Ээрик Нийлес Кросс, «на протяжении десяти лет возглавлявший спецслужбу Эстонии». Якобы он предложил осуществить нападение по «сомалийскому» сценарию, пообещав исполнителям около €100 тыс. Сам Кросс ехать на допрос в Россию он отказался и был объявлен в международный розыск
Фото: Reuters
В итоге суд назначил наказание с отбыванием его в колонии строгого режима: Алексею Андрюшину — 10 лет лишения свободы, Дмитрию Бартеневу — 10 лет, Игорю Борисову — 12 лет, Алексею Булеву — 10 лет, Виталийсу Лепинсу — 7 лет, Евгению Миронову (на фото) — 7 лет лишения свободы. Несмотря на обвинительные приговоры, в СМИ долгое время циркулировали версии о причастности к пропаже судна «третьих лиц», а также о том, что на борту корабля перевозились наркотики и крылатые ракеты для Ирана
Фото: Коммерсантъ / Артем Келарев
О том, что произошло с Arctic Sea, ничем на первый взгляд не примечательным сухогрузом, неожиданно потерявшимся в Атлантическом океане, приходится судить по обрывочным сведениям. Достоверно известно лишь то, что 23 июля после двухнедельной стоянки в Калининграде судно под мальтийским флагом вышло из финского порта Пиетарсаари. На борту Arctic Sea, которое обслуживалось компанией Solchart Management, основанной 13 лет назад в Хельсинки россиянином Виктором Матвеевым, находились архангельские моряки, заключившие контракт с российским представительством компании. Судно должно было перевезти в алжирский порт Беджайя заготовленный финской компанией Rets Timber лес общей стоимостью $1,8 млн. Ожидалось, что сухогруз пройдет весь путь за 12 дней и 4 августа прибудет в Алжир. Читайте подробнее