"Жители Украины уже не могут видеть лица этих депутатов"
Украинские партии "Удар" и "Свобода" вышли из правящей коалиции в Верховной раде. С соответствующими заявлениями на пленарном заседании выступили их лидеры Виталий Ковальчук и Олег Тягныбок. Украинский политолог Александр Палий обсудил тему с ведущим Борисом Блохиным в эфире "Коммерсантъ FM".
Как заявил представитель внефракционной группы депутатов Сергей Мищенко, теперь "открывается возможность для президента Украины через 30 дней распустить Верховную раду".
— Как вы считаете, Рада и правда будет распущена через 30 дней? Какова перспектива досрочных выборов, когда они могут состояться?
— Достаточно вероятно, что именно так и произойдет, потому что в обществе существует огромный запрос на то, чтобы была корреляция политики между обществом и властью, то есть люди хотят демократии и изменений, и побыстрее.
— На ваш взгляд, досрочные выборы действительно могут каким-то образом изменить политическую обстановку в стране?
— Да, конечно, могут. Например, при Януковиче, во-первых, была довольно хитрая избирательная система относительно большинства, когда необходимо было просто получить относительное большинство, не абсолютное. В результате манипуляций интриги значили больше, чем голос граждан. То есть такая сложная система, которая работает в некоторых странах, у нас искажает реальное волеизъявление. Кроме того, очень большую роль играли деньги и так называемый административный ресурс. Президентские выборы у нас прошли чрезвычайно чисто, таких выборов общество вообще не помнит. Если это перенести на парламентские выборы, то мы можем получить гораздо более достойный депутатский корпус, чем сейчас.
— Кстати, говоря, о депутатском корпусе, который может сформироваться в результате новых выборов в Верховную раду, насколько может измениться политический ландшафт на Украине? В какую сторону пойдет Рада? Влево, вправо, она стане более центристской, как вы считаете?
— Я думаю, что она будет больше приближена к людям. У нас уже появились депутаты, которые ездят на велосипедах, не миллиардеры, которые не воруют. Я думаю, что таких людей будет намного больше. Говорить о конкретном политическом представительстве трудно, потому что мы не знаем, какие изменения будут внесены в избирательную систему. Если все останется так, как есть, то есть половина парламента избирается мажоритарно, половина — по партийным спискам, то я думаю, что могут возникнуть проблемы у коммунистической партии, потому что ее лидер Симоненко на последних выборах набрал меньше 2% голосов. Если будет аналогичное голосование за коммунистов, то они просто не попадут в парламент.
— То есть, по сути, новые выборы ознаменуют политическую смерть коммунистической партии на Украине?
— Я думаю, что именно так и произойдет. На фоне "пострегиональных" голосов там что-то образуется, там идут какие-то процессы, какая-то партия возрождения чего-то. То есть имеется несколько политических проектов на этом "пострегиональном" поле, и оно довольно большое, поэтому может быть много неожиданностей.
— Что касается партий "Удар" и "Свобода", которые и являются инициаторами роспуска Верховной рады, каковы их перспективы? Не рискуют ли они, что Рада будет распущена, и они могут не попасть в новый парламент? Или все-таки каким-то образом они попадут туда?
— Вообще не попасть они, я думаю, не могут. Но они действительно рискуют, потому что могут голосовать за совершенно неожиданных персонажей люди не станут, но по-другому они просто не могут действовать. Есть очень большой запрос у избирателя на перевыборы. Люди уже не могут видеть эти лица, этих депутатов, которые до сих пор ходят у нас ток-шоу. Это все продолжается десятилетиями. Уже есть желание изменить это побыстрее, и чем быстрее, тем лучше.
— Какова будет судьба "Партии регионов"?
— Сейчас она превратилась в детище Ахметова, Колесникова. Но от нее начала отпочковываться партия под руководством бывшего главы администрации Януковича Левочкина. Учитывая его финансы и возможности, я думаю, что на этом поле будет, как минимум, две больших силы.
— То есть "Партия регионов" в том или ином виде сохранит свое большое влияние в парламенте?
— Я думаю, она уменьшит это влияние, но окончательно не потеряет. Там слишком большие деньги и слишком большие связи.