Инвестиции в китайских питомцев
В КНР неудержимо растет любовь к домашним животным
По данным британской компании Euromonitor International, с 2003 по 2013 год количество домашних питомцев в Поднебесной увеличилось почти в десять раз, до 120 млн особей. Оборот сферы профильного обслуживания в 2013 году достиг 90 млрд юаней ($14,5 млрд) и, как ожидается, будет расти на 30-40% ежегодно в течение 10-15 лет, несмотря на тормозящие факторы. Ю Синьи, глава ветеринарной клиники в Шэньчжэне, отмечает, что основные трудности, с которыми он столкнулся при попытке расширить бизнес,— удорожание аренды и нехватка специалистов. Нередко ветеринары после нескольких лет работы в клинике уходят, чтобы начать свое дело. Но для малых лечебниц аренда оказывается неподъемной, что приводит к их закрытию. Как говорится в комментариях Euromonitor, зоомагазины и ветклиники не раскрывают свои финансовые данные, отчего многие показатели отрасли являются оценочными. Кроме того, стоимость одной и той же операции в ветеринарных заведениях может отличаться в разы, что затрудняет объективную оценку их эффективности. Эксперты указывают, что в целом невысокое качество услуг в сфере домашних животных позволяет выйти на китайский рынок иностранным игрокам, в связи с чем должен вырасти и уровень местных клиник и магазинов. Также отмечается стремительное развитие онлайн-сектора товаров для животных. Портал Aigou получил в 2009-2011 годах $20 млн инвестиций от IDG Capital Partners, SoftBank и Alibaba Group. Другой тематический сайт Goumin — $8 млн в виде займов. Leepet (под этим брендом в Китае работает американская сеть PetSmart) привлек $10 млн инвестиций в 2010 году, притом что в 2008-м довольствовался лишь $1,5 млн.
$14,5 млрд достиг в 2013 году оборот сферы услуг и товаров для домашних животных в Китае. Как ожидается, он будет расти и дальше — на 30-40% ежегодно в течение 10-15 лет