"Нужно внести коррективы в правила полетов над зонами боевых действий"
Франция направит военнослужащих на место крушения самолета "Алжирских авиалиний" на границу Мали и Нигера, сообщает Reuters. Как отмечается в заявлении французской стороны, военным поручено "ознакомиться с ситуацией на месте трагедии". Директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак обсудил тему с ведущим Максимом Митченковым в эфире "Коммерсантъ FM".
Пассажирский лайнер совершал рейс из столицы Буркина-Фасо в Алжир. Диспетчер потерял связь с бортом спустя 50 минут после вылета самолета над севером Мали. На борту лайнера находились 116 человек из 16 стран мира.
— Ранее министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявил, что нельзя исключать возможность любой гипотезы развития событий на борту самолета. По-вашему, что в действительности могло произойти?
— Невероятно глубокое заявление. Нельзя исключать никакой возможности, вы понимаете? Мы об этом разговариваем каждый раз, когда происходит серьезное авиационное происшествие.
До того как будет проведено расследование, бессмысленно строить какие-то гипотезы и совершенно невозможно даже представить себе, что могло произойти. Все что угодно могло произойти.
Самолет MD-83 — один из самых надежных массовых самолетов, очень распространенный. Я слышал о том, что это был чартерный рейс по заказу некой вроде бы испанской туристической фирмы. Пока это все, что известно на данный момент. Поэтому надо дождаться результатов хотя бы первичного расследования, потому что информации на сегодняшний день пока еще никакой нет.
— Борис Борисович, я понимаю что пока информации очень мало, информация очень скупая, но мы можем же предполагать. В частности, в Мали ведутся боевые действия, это же тоже могло стать причиной трагедии — самолет могли сбить.
— Могли, конечно, могли. Ровно также, как и все остальное. Я с утра прочитал первое сообщение, там вообще было сказано, что, возможно, произошла катастрофа. То есть на сегодняшний день точного подтверждения нет.
— Но власти Франции уже подтвердили, что они обнаружили обломки самолета в Мали.
— Опять же, я очень уважаю власти Франции, но что они, интересно, там делали, и какие власти, военные что ли?
— Об этом сообщает сайт Елисейского дворца, так что кто именно проверял эту информацию, я вам пока сообщить, к сожалению, не могу.
— Вот мы и сталкиваемся с качеством информации. То есть какие-то неопознанные французы сказали неопознанному французскому правительству о том, что вроде бы они видели обломки, возможно.
— Хорошо, Борис Борисович, если в целом говорить о возможном крушении и о крушении малайзийского Боинга над Донецком, то и там, и здесь ведутся боевые действия. Почему не запрещают полеты над этой территорией?
— Это как раз вопрос. Это очень важная тема, и эта тема сейчас в авиационных кругах начинает приобретать серьезное звучание.
Совершенно непонятно, почему власти, которые отвечают за использование воздушного пространства, за навигацию, ведут себя столь беспечно.
Честно говоря, пока авиационное сообщество на этот вопрос ответ найти не может. Хотя я припоминаю, что когда были известные события в Югославии, то там было ровно то же самое. К счастью, никто не пострадал, и никаких трагедий не произошло, но в момент, когда там шли активные боевые действия, гражданские самолеты летали по трассам, которые были проложены над Югославией. Это я знаю совершенно достоверно. В 1996 году это происходило абсолютно так же, как сейчас.
По всей видимости, существует потребность в том, чтобы внести какие-то коррективы. В 1991 году, например, когда началась операция "Буря в пустыне", воздушное пространство закрыли далеко от зоны боевых действий. Это привело к чудовищным экономическим последствиям для многих авиакомпаний. Некоторые европейские компании, в основном чартерные, просто разорились. Тем не менее, в зону боевых действий никого не пускали.
— Борис Борисович, по поводу самих полетов над территориями боевых действий. У нас многие эксперты в эфире не раз говорили, что сейчас воздух очень перегружен, трассы не выдерживают этой нагрузки. Может ли из-за этого самолет отклоняться, уходить на другую дорожку?
— Нет, конечно, нет. Вы знаете, что значит перегружена? Да, нагрузка высокая. Действительно, в некоторых зонах, в частности, если вы посмотрите на карту, то увидите, что от Европы, вокруг Европы все черное. Это действительно огромное количество трасс, пересечений и большое количество воздушных судов, которые находятся одновременно в воздухе. Но все это рассчитано, это все считается, обеспечивается оборудованием, там никакого произвола нет. Оборудование, которое используется для ведения этих кораблей, вполне обеспечивает все это. Сейчас относительно недавно ввели оборудование, которое обеспечивает вертикальное эшелонирование, то есть самолеты очень строго, очень плотно идут по маршруту.