Два локомотива петербургской экономики
В петербургской промышленности продолжается стагнация. Объемы производства падают, и внутренний спрос уже не может обеспечить докризисный уровень выпуска продукции. Впрочем, на фоне других отраслей успешные результаты показывают машиностроение и текстильное производство.
Промышленность Петербурга продолжает тренд стагнации, который наблюдался и в прошлом году. По данным Петростата, индекс промышленного производства в Петербурге в первом квартале 2014 года составил 93,7% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Отрицательную динамику городская промышленность демонстрирует с начала года. В январе индекс был на уровне 90,7%, в феврале — 94,4%, а по итогам прошлого года падение составило 1,2%. Индекс промышленного производства России в первом квартале показал положительную динамику, увеличившись на 1,1% по сравнению с тем же периодом годом ранее.
По итогам первого квартала статистика констатирует снижение производства практически во всех отраслях. Обрабатывающие производства потеряли 6,5%, производство и распределение электроэнергии, воды и газа — 5,5%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака снизилось на 1,2%. Деревообработка и производство изделий из дерева показала только 77,6% по сравнению с тем же периодом годом ранее, производство транспортных средств и оборудования снизилось на 3,8%. Удачные результаты показали текстильное и швейное производство (+24,9%), а также производство машин и оборудования (+7,4%).
Спад в металлургии
В металлургии продолжается спад. В прошлом году Кировский завод повторно заморозил проект строительства литейного завода в поселке Горелово Ленобласти. Проект отложен на неопределенное время в связи со сложной обстановкой в металлургической отрасли в целом. Сам проект был анонсирован еще в 2007 году. Изначально предполагалось инвестировать 1,63 млрд рублей в предприятие мощностью 25 тыс. тонн чугунных и стальных отливок в год. Позже параметры проекта изменились: мощность завода была увеличена до 32 тыс. тонн отливок в год, а объем инвестиций — на 20%, до 1,98 млрд рублей. Корректировка объяснялась тем, что еще до начала строительства объем заказов будущего завода в 2,5 раза превысил годовую мощность предприятия. Строительство завода площадью 15 тыс. кв. м под рабочим названием "Санкт-Петербургский литейный завод" должно было начаться в марте — апреле 2008 года, а завершиться — к ноябрю 2009 года. Под это строительство Кировский завод провел размещение облигационного займа в размере 1,5 млрд рублей со сроком окупаемости 6,5 года. Проект предполагал создание автоматической линии по производству серийных деталей для производства сельхозтехники и оборудования предприятий добывающей промышленности, а также линии формовки для крупнотоннажного литья в расчете на потребности энергомашиностроения.
В кризис проект был заморожен, но в 2011 году к нему вновь всерьез вернулись. В ОАО "Кировский завод" была создана дирекция по международной стратегии для развития связей с внешними рынками. Кроме прочего, дирекция должна была заняться поисками иностранного профильного партнера для реализации проекта строительства литейного завода в поселке Горелово. Актуализировало проект постановление федерального правительства о локализации производства автопроизводителями.
Эксперт аналитической группы информационного агентства "Крединформ" Оксана Андрейченко отмечает, что в России крайне мало литейных предприятий, способных производить продукцию, отвечающую высоким требованиям заказчиков. В связи с этим проект Кировского завода по строительству литейного завода в Горелово выглядит интересным. Сейчас, по данным агентства "Крединформ", в Северо-Западном федеральном округе зарегистрированы 82 компании, занимающиеся производством отливок. Крупнейшие по обороту компании — ООО "ОМЗ — Литейное производство" (Петербург), ООО "Литейный завод "Петрозаводскмаш"" (Карелия), ОАО "Сплав" (Мурманская область), ЗАО "Завод "Точлит"" (Псковская область), ЗАО "Гармония" (Петербург). По итогам 2012 года совокупный оборот лидеров отрасли составил 3,3 млрд рублей, что лишь на 2,4% превышает результат 2011 года. Общие тенденции спада экономического роста характерны и для данной отрасли, резюмирует госпожа Андрейченко.
Исполняющий обязанности руководителя проектов практики "Промышленность" консалтинговой группы "НЭО Центр" Елена Петросян отмечает, что негативное влияние на объем производства оказало в том числе увеличение импорта литья в страну после вступления России в ВТО. "Значительная часть литейных производственных мощностей России нуждается в модернизации. Одна из причин, препятствующих инвестициям в литейное производство, заключается в том, что с учетом осуществленных капитальных вложений цены могут стать выше конкурентоспособного уровня", — говорит эксперт.
Ряд экспертов полагает, что некоторое оживление отрасли может произойти в конце года на фоне активизации спроса за рубежом.
Автомобили под давлением
Сектор автомобилестроения находится не в самых позитивных обстоятельствах из-за вступления России в ВТО и замедления темпов роста доходов населения, полагают эксперты. Так, срок действия соглашений по промсборке истекает в 2018-2020 годах, а льготы по ввозным пошлинам на автокомпоненты должны быть отменены с 1 июля 2018 года в рамках договоренностей по вступлению России в ВТО. Перед автомобилестроительными концернами встанет вопрос о пересмотре долгосрочных планов в России. Об этом уже открыто говорят некоторые петербургские заводы, констатируя, что в новых условиях более выгодным может стать импорт автомобилей из-за границы. Один из вариантов, которые сегодня рассматривает федеральное правительство для поддержки автопрома, — возможность наделить автозаводы статусом особой экономической зоны со всеми вытекающими из этого льготами.
Негативно на автопром влияет и спад спроса. Так, Nissan ввел двухсменный режим работы (вместо трехсменного), GM останавливал производство.
По данным агентства "Auto-Dealer-СПб", в первом квартале 2014 года петербургские автомобильные заводы Toyota, GM, Nissan и Hyundai выпустили 97,5 тыс. новых легковых автомобилей, что на 3% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В марте объем производства автомобилей в городе составил 33,9 тыс. машин, что на 2% меньше показателя марта прошлого года.
Вектор развития
Стратегия развития Петербурга до 2030 года, разработанная комитетом по экономической политике и стратегическому планированию с ЗАО "МЦСЭИ "Леонтьевский центр"", уделяет большое внимание промышленному вектору. В документе отмечается, что на протяжении последнего десятилетия происходит усиление промышленного вектора развития Петербурга, что находит свое отражение в структуре ВРП. "Вклад промышленного комплекса в формирование ВРП возрос с 24,4% в 2005 году до 29,1% в 2011 году. В 2005-2007 годах в Петербурге начался процесс "новой индустриализации", в рамках которого создан целый ряд новых современных промышленных производств и проведена технологическая модернизация некоторых действующих предприятий", — отмечается в документе. Промышленный комплекс Петербурга представляют более 730 крупных и средних предприятий, а также 22 тыс. малых предприятий.
Основу промышленного комплекса составляют обрабатывающие производства, отмечается в городской стратегии развития. Их вклад в формирование общего объема выпуска промышленной продукции составил в 2009 году 90,4%, в 2012 году — 93,7%.
Эксперты отмечают BG, что в целом для России сегодня важнейшими отраслями экономики являются нефтегазовый, финансовый, IT-сектора, телекоммуникационный и металлургический, а также частично сектор машиностроения, в том числе оборонная промышленность и строительство тяжелых грузовиков. Наиболее проблемные отрасли, в свою очередь, — автомобилестроение, авиастроение, машиностроение в целом, ЖКХ, инфраструктурная отрасль и строительство. Докризисные объемы производства сегодня уже невозможно обеспечить за счет внутреннего спроса — необходимы иностранные инвестиции и стимулирующие меры.
По прогнозам экспертов Института проблем естественных монополий, замораживание экспортно-импортных операций с Украиной может в заметной степени повлиять на многие российские отрасли. Например, нефтепереработка потенциально выиграет от расширения рынка сбыта. Транспортное машиностроение может выиграть от замещения украинских вагонов на российские на внутреннем рынке. Автомобильная промышленность, скорее всего, окажется в минусе за счет отмены экспорта на Украину продукции "АвтоВАЗа" и возможного ограничения экспорта российских предприятий промсборки, полагают эксперты.