Советский раллитет
"Волги" погнались за "копейкой"
В минувшую субботу в Москве состоялся первый гумовский пробег ретроавтомобилей, приуроченный к 121-летию магазина. К событию организаторы готовились больше года, в частности, несколько месяцев ушло на разработку маршрута. Проехать больше сотни километров по душной Москве на легендарных автомобилях без кондиционера решились владелец Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, гендиректор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков, главный редактор журнала "Большой спорт" Алексей Немов.
Перед началом пробега улица Ильинка и Ветошный переулок превратились в гараж раритетных советских авто под открытым небом. Такую выставку, конечно, не мог обойти журналист Леонид Парфенов, который неоднократно писал в своих книгах о месте советского автомобилестроения в истории страны. Заодно и поддержал товарищей перед стартом. Например, актера Леонида Ярмольника, стартовавшего под номером 17 на "Победе" кабриолет. Следом за журналистом появилась актриса Алиса Гребенщикова с сыном.
Приветствовал участников певец Валерий Сюткин, который несколько раз объявил правила заезда: "Главное — получить удовольствие самим и порадовать москвичей изяществом форм наших автомобилей". Изящество форм не оставило равнодушными полицейских, призванных следить за порядком на мероприятии. "Хочешь сфотографироваться?" — интересовался страж порядка у коллеги, кивая на "Волгу".
Для участия в пробеге зарегистрировались 86 экипажей. Добраться до старта из-за технической неисправности не смог только один — ГАЗ-13 ("Чайка") под номером 13. Остальные автомобили: "ГАЗы", "ЗИЛы", "ЗИМы", "ВАЗы", "Москвичи", "Запорожцы" 1930-1970 годов выпуска — ждали сигнала к началу гонки.
Все транспортные средства прошли строгий технический отбор: внешний вид должен полностью соответствовать оригинальному образцу. С задачей справился генеральный директор ИД "Коммерсантъ" Павел Филенков. Господин Филенков участвовал в ралли на собственном ГАЗ-69, в народе именуемом "козлик", под стартовым номером 69. А спецкорреспондент ИД "Коммерсантъ" Андрей Колесников, приехавший с семьей, предпочел роль штурмана в составе экипажа на ГАЗ-М-1.
Движение Gorkyclassic, совместно с которым ГУМ и организовал пробег, учреждено в 2010 году. Коллекционеры и реставраторы ретроавтомобилей и раньше устраивали подобные мероприятия, например в Нижнем Новгороде. Но такого пафосного старта еще не было. Ровно в полдень под бой курантов на Красной площади экипажи отправились разгадывать маршрутные листы. Первым стартовал экипаж ГАЗ-21Р — желтая "Волга" с надписью "милиция". Лидерство машины с мигалкой и сиренами никого не удивило.
Участникам предстояло проехать 115 км по набережным, Бульварному кольцу и Садовому кольцу, Воробьевым горам. Контрольные пункты были зашифрованы в схемах, над которыми ломали голову штурманы. И хотя соревнований на скорость не подразумевалось, многими экипажами тут же овладел спортивный азарт.
Привыкнуть к отсутствию кондиционера, правда на пассажирском сиденье, пришлось олимпийскому чемпиону Алексею Немову. Его экипаж сразу определился, что поедет медленно. Неторопливо ехали автомобили с актрисами Ольгой Кабо и Аликой Смеховой — дамы были с детьми. Михаил Куснирович, который управлял серой "Победой" ГАЗ-М-20, признался, что спортивное ориентирование дается ему легче, чем вождение.
Экипажи приветствовали друг друга на дороге, лидеры делились советами с отстающими. Прохожие также не остались безучастными: за фото на фоне автомобиля многие помогали водителям сориентироваться в московских переулках.
К вечеру большинство автомобилей все же добрались до финиша в Ветошном переулке (некоторые, правда, на буксировочном тросе). Первое место занял экипаж ЗИЛ-41041 с Аликой Смеховой на борту. Приз за "самый дальний пробег к старту" получили два микроавтобуса из Латвии — РАФ-22-03 и РАФ-977. Приз зрительских симпатий достался штурману и жене сопредседателя движения Gorkyclassic Александра Лекае Ирине Шараповой, которая в этот день отмечала день рождения.