Госслужащим запрещают агентурные связи
Минюст ограждает их от НКО—иностранных агентов
Министерство юстиции обнародовало законопроект, запрещающий госслужащим участвовать в деятельности некоммерческих организаций (НКО), признанных "иностранными агентами". Чиновникам также запрещено выезжать за рубеж на деньги иностранных НКО и участвовать в организованных ими мероприятиях за рубежом.
Поправки к законам "О государственной службе", "О муниципальной службе" и "О некоммерческих организациях", ужесточающие правила взаимодействия чиновников с НКО--"иностранными агентами", были опубликованы на едином портале о разработке нормативных и правовых актов. Одним из нововведений, которое предлагается ввести в эти законы, стал запрет на внеслужебные поездки чиновников, оплаченные за счет любого иностранного юридического лица, а также организации, исполняющей функции "иностранного агента". Однако ключевым стал пункт, запрещающий госслужащим участвовать в деятельности таких НКО. "Законопроектом устанавливается запрет для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, участвовать в деятельности либо входить в состав органов управления некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента",— говорится в пояснительной записке.
Закон об НКО был принят в 2012 году. Он предполагает включение в реестр иностранных агентов организаций, получающих гранты из-за рубежа и занимающихся политической деятельностью. Однако за два года в качестве иностранного агента добровольно зарегистрировалось лишь некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ", а остальные НКО предпочли либо отказ от зарубежных грантов, либо оспаривание претензий Минюста в суде. В начале 2014 года ведомство получило право самостоятельно признавать "иностранным агентом" ту или иную организацию, после чего в реестр были включены пять организаций. Недавно список "иностранных агентов" пополнился еще несколькими НКО, в том числе правозащитной организацией "Агора" (см. "Ъ" от 22 июля).
По мнению руководителя "Агоры" Павла Чикова, новые поправки вряд ли ухудшат положение НКО--"иностранных агентов", так как те и без того нечасто взаимодействуют с чиновниками. "В нашей работе мы никогда не привлекали госслужащих к работе, поэтому не вижу в поправках ничего страшного",— заявил он "Ъ". У председателя правления Костромского центра поддержки общественных инициатив Николая Сорокина мнение прямо противоположное. Его организация была в числе первых принудительно включенных в реестр иностранных агентов. Основанием стал организованный НКО круглый стол, участие в котором принимали чиновники из США, а также сотрудники Костромской обладминистрации. "Если закон будет принят, то чиновники вообще никак не смогут с нами сотрудничать, поскольку в документе не поясняется, что считать участием в деятельности. То есть они не будут помогать нам в организации чего-либо, предоставлять отчеты?" — предположил он в разговоре с "Ъ". По мнению господина Сорокина, это может полностью парализовать работу многих НКО, которые в своей деятельности вынуждены взаимодействовать с госаппаратом.
При этом в том же пакете поправок, предлагаемых Минюстом, содержится норма, позволяющая организациям выйти из реестра "иностранных агентов". Ранее такой возможности у них не было, а теперь им предлагается менять свой статус в том случае, если они в течение года не будут получать каких-либо средств из-за рубежа. По данным "Ъ", одним из инициаторов этой поправки стала уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, которая предлагает поощрять отказавшиеся от иностранных денег НКО кремлевскими грантами.