"Причину крушения Boeing можно определить только после комплексного изучения улик"

Первые данные расшифровки записей "черных ящиков" малайзийского Boeing свидетельствуют о том, что он был сбит ракетой. Об этом со ссылкой на свои источники сообщает телеканал CBS News. Главный редактор портала Avia.ru, эксперт комитета Государственной думы по транспорту Роман Гусаров обсудил тему с ведущей Натальей Ждановой в эфире "Коммерсантъ FM".

Фото: Dmitry Lovetsky, AP

Самописцы Boeing были переданы представителям ICAO и доставлены в Лондон. Как сообщалось, они не повреждены и их не пытались вскрыть.

— Говорили, что расшифровка "черных ящиков" может занять до двух суток. Как вы считаете, почему это процесс затягивается? Уже гораздо больше прошло времени.

— Скорее всего, дело в том, что речь шла о считывании информации с самописцев. Если они в удовлетворительном состоянии, то это займет около двух суток. Но, видимо, это было неправильно интерпретировано. Конечно, такого не бывает.

Полная расшифровка обычно занимает несколько месяцев. Дальше идет процесс исследования этой информации, воспроизведение всех этапов и параметров полета, создание некой модели с разложением всех параметров и, в том числе, речевых самописцев — переговоров с диспетчерами, которые пока еще не доступны экспертам ICAO. Только после этого можно будет делать какие-то предварительные выводы о причине катастрофы.

— Как-то странно. У нас и летчики включались, говорили, что расшифровка "черных ящиков" занимает чуть ли не сутки. Это технически сложный процесс, помимо того, что надо получить информацию, надо ее еще проанализировать. Это не меньше нескольких месяцев?

— Конечно. Расшифровать — это быстро. Но на анализ можно потратить очень много времени. Конечно, еще предстоит обнаружить какие-то явные признаки. Например, на речевом самописце можно будет обнаружить в словах пилотов какие-то признаки причин крушения, например, слово "ракета". Тогда можно будет делать заявление, что есть большая вероятность того, что самолет был сбит ракетой, и дальше продолжать исследовать бортовые самописцы, место падения, пытаться определить истинную причину. Если же это не обнаруживается в первые дни, то дальше процесс может занять очень много времени — полгода, год. Иногда бывает, что расследование длится и три года.

— Те данные, которые обнародовали CBS News со ссылкой на источники, — это спекуляция на этой теме или действительно уже могут быть какие-то предварительные сведения?

— Нет, никаких, если только есть какие-то неавиационные источники, но пока ни одна из сторон, из тех стран, которые имеют такие технические возможности, не сделала подобных заявлений. Мы видели заявления Генштаба, который показал возможность поражения самолета ракетой, но он не подтвердил, что самолет действительно был сбит ракетой. Американцы, которые тоже располагают мощной спутниковой группировкой и все видят и слышат, продолжают молчать и только делают абсолютно голословные заявления, что, якобы, они точно знают, что самолет был сбит ракетой.

— Некоторые эксперты говорят, что расшифровка "черных ящиков" не даст никакой информации, что основное расследование должно быть проведено на земле, и оно не связано с "черными ящиками". Как вы считаете, насколько принципиально это в данном расследовании? Может ли появиться какая-то объективная версия до того, как будут расшифрованы "черные ящики"?

— Я не соглашусь с мнением этих экспертов. Если мы предполагаем или точно уверены в том, что он поражен ракетой, тогда действительно, может быть, информация бортовых самописцев не прольет много света на эти события. С другой стороны, мы знаем, что было отклонение от эшелона следования, и было бы неплохо понять, по какой причине это произошло. Для этого надо прослушать запись переговоров экипажа с диспетчерами, по какой причине самолет отклонился в сторону от трассы.

— Подождите, это разве уже подтвержденная информация, что он отклонился от обычного маршрута?

— Во всяком случае, Генштаб Министерства обороны именно об этом и заявил.

— А, это российские данные, да.

— Да, это российские данные.

— Просто малайзийское министерство транспорта говорило, что лайнер следовал по своему обычному маршруту и никуда не отклонялся.

— Имеется в виду, что по трассе, которую он выбрал, он летал раньше, но российские данные говорят о том, что самолет несколько отклонился от положенного коридора для гражданских самолетов.

— Да, мы это помним.

— То есть был вне него. Было бы неплохо выяснить, действительно ли было это отклонение, по какой причине отклонился. Потом тут может быть, опять-таки, вопрос технической неисправности. Может быть, на борту все действительно уверовали в то, что была ракета, я понимаю, что вероятность этого события очень высока, но все-таки стоит внимательно расшифровать бортовые самописцы. Вдруг там обнаружится то, о чем мы пока еще не знаем.

В целом, конечно, расследование — это комплексная работа. В первую очередь начинают с поля, изучают место падения, обломки. Они собираются, документируются, анализируются, отдельно расшифровываются. Надо обязательно добиться, чтобы Киев передал международным следователям записи переговоров с диспетчерами. Это важный документ, без которого целостность расследования будет нарушена. Только в комплексе изучив все возможные улики, можно будет определить причину катастрофы. Но я подчеркну — причину, а не виновных.

Вся лента