"Московия" стала официально нерегулярной
Компания сможет выполнять только чартерные рейсы
Авиакомпания "Московия", последние годы регулярно оказывавшаяся на грани банкротства и лидирующая по задержкам рейсов, прекратит регулярные полеты. Росавиация усомнилась в финансовой устойчивости перевозчика и с 1 сентября переводит его в разряд чартерных. Теперь билеты на рейсы "Московии" будут продаваться только через туроператоров, а пассажиры смогут узнать, что летят проблемной компанией, лишь в аэропорту.
Росавиация приостановила работу "Московии" как регулярного перевозчика. С сегодняшнего дня запрещена продажа билетов на регулярные рейсы, с 1 сентября компания перестанет их выполнять, перейдя в разряд чартерных. Соответствующее ограничение будет внесено в сертификат эксплуатанта. Причиной жестких мер стали массовые многочасовые задержки рейсов в период с 11 по 13 июля в российских и зарубежных аэропортах. Тогда пассажиры не могли вылететь из Москвы в Тиват и обратно, а также в Анталью из Астрахани, Волгограда и Ростова-на-Дону (см. "Ъ" от 14 июля). В июне "Московия" также была лидером по числу задержек: вовремя не вылетело 22,58% рейсов.
"Московия" базируется в Домодедово. Летает в Анталью, Тиват, Астрахань и Узбекистан. В парке два Boeing 737-700, один Boeing 737-400 и два SSJ 100. В 2013 году перевезла 244 тыс. пассажиров, за январь--май 2014 года — 62,3 тыс. По данным базы "СПАРК-Интерфакс", в 2012 году выручка составила 2,2 млрд руб., чистая прибыль — 8 млн руб., кредиторская задолженность — 1,7 млрд руб. 51% акций у ЗАО "Русавиаинтер" Алексея Упорова.
На основании задержек Росавиация провела внеплановую проверку "Московии", которая выявила "неудовлетворительное финансовое состояние перевозчика". Впрочем, в Домодедово "Ъ" сообщили, что сейчас авиакомпания выполняет свои обязательства. Росавиацию также не устроил парк "Московии", в котором пять самолетов вместо требуемых по закону восьми (для чартерных перевозчиков — три). В ведомстве пояснили, что у компании теперь отзовут допуски к выполнению регулярных рейсов (из Москвы в Анталью, города Узбекистана, Таджикистана и черногорскую Подгорицу). Нового назначенного перевозчика на этих направлениях определит межведомственная комиссия.
Но отказываться от полетов "Московия" не собирается. Вчера на совещании в Росавиации глава компании Михаил Алексеев заверил, что она выполнит обязательства перед пассажирами, купившими билеты на регулярные рейсы. При отказе от перевозки "Московия" готова полностью возместить стоимость билетов. Параллельно компания планирует увеличить флот за счет покупки дополнительных SSJ 100 (количество самолетов и сроки поставки не раскрываются) и попытаться вернуться к регулярным рейсам. По данным источников "Ъ", в качестве одного из вариантов рассматривается продажа "Московии" SSJ 100 в версии light, ранее принадлежавших "Аэрофлоту".
Условия работы чартерного перевозчика мягче, чем у регулярного. Например, обеспечивать питанием пассажиров нужно только при задержке свыше пяти часов (на регулярных рейсах — от двух часов). Возврат денег за билет, купленный в составе турпакета, не производится. Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий отмечает, что с уходом на чартерные линии "Московия" может оказаться в выигрыше, удачно продавая блоки мест на свои рейсы, но сделать это будет непросто, поскольку у большинства туроператоров уже есть привычные партнеры.