Окрошка-енот

Новый комикс студии Marvel "Стражи галактики"

Премьера кино

Создатели «Стражей галактики» при работе над фильмом многое почерпнули из «Звездных войн»

Завтра в прокат выходят "Стражи галактики" (Guardians Of The Galaxy), очередная экранизация комикса о супергероях, которую продюсеры попытались сделать повеселее, позвав в качестве режиссера Джеймса Ганна, синефила-пародиста, проявившего себя способным утилизатором трэша в фильмах "Слизняк" (Slither) и "Супер" (Super). С творческим, а главное, финансовым ростом поздравляет Джеймса Ганна ЛИДИЯ МАСЛОВА.

Менее известные по сравнению с марвеловскими хедлайнерами типа "Мстителей" "Стражи галактики" на самом деле изначально никакие не стражи, а просто шайка из пяти темных личностей, временно объединенных своими личными, в основном меркантильными интересами, но постепенно втягивающихся в спасение галактики и вступающих между собой в бескорыстные отношения. "Стражи галактики" сделаны по принципу максимального покрытия целевой аудитории, чтобы каждому было с кем идентифицироваться: мальчикам и девочкам, умным и глупым, добрым и злым, холерикам и флегматикам, младенцам и пенсионерам, свободным художникам и менеджерам среднего звена. Исходя из этого авторы берут по чуть-чуть отовсюду — из различных фильмов, которые уже многим нравились раньше,— и составляют этакий awesome mix, как написано на кассете с хитами 1970-х, крутящейся в старинном уокмене у человеческого участника команды стражей (Крис Пратт). Это межпланетный авантюрист в пижонской курточке, гибрид Индианы Джонса и Хана Соло, но имеющий гораздо более безобидный хипстерский вид, чем Харрисон Форд. Украденный им в начале фильма артефакт — серебристый шар неизвестного назначения, за которым охотится вся галактика,— служит макгаффином, приводящим в действие сюжет.

Главного женского персонажа "Стражей галактики" играет Зои Салдана, только не синяя, как в "Аватаре", а зеленая и не такая положительная — скорее, наоборот, приемная дочь сразу двух отрицательных персонажей, сделавших ее своим орудием. Это дает основания называть девушку "зеленой блудницей" еще одному участнику квинтета стражей — похожий на Халка полуголый человек-ковер (чемпион по рестлингу Дейв Батиста), расписанный татуировками, присоединяется к стражам в надежде отомстить главному злодею, убившему его семью. Гора мышц представляет интересы зрителей с совсем скромным словарным запасом и обижается, когда мальчик с плеером называет его ходячим тезаурусом. "Не называй меня тезаурусом!" — это, пожалуй, самая интеллектуальная шутка в фильме, автор которого, безусловно, талантливый и эрудированный режиссер, хорошо чувствующий логику жанра — хоть хоррора, хоть фильма о супергероях, хоть порнографии (в его интересном послужном списке есть набор пародийных короткометражек "Порно для всей семьи") — и в то же время склонный по поводу нее иронизировать. По малобюджетному творчеству Джеймса Ганна видно, что он вообще шутливо настроен и почти никогда не бывает серьезен, однако его бьющий бесперебойным фонтаном юмор чаще всего простоват и лишен неожиданности — тот же "Слизняк", например, более эффективен как хоррор, чем как комедия, и вызывает больше физиологического отвращения, чем смеха.

В "Стражах галактики" основным шутником выступает енот-киборг в кожаном комбинезончике, результат генетических экспериментов,— это как будто персонаж детских мультфильмов, который, однако, ведет себя и выражается настолько по-взрослому, насколько это вообще возможно в фильме с прокатным рейтингом PG-13. И хотя шутки его иногда требуют прямого пояснения: "Это была шутка, смешно ведь", тем не менее компьютерный енот становится самым эффектным и запоминающимся персонажем, особенно при поддержке своего домашнего растения — дерева-гуманоида, знающего всего три слова "Я есть Грут", которые наловчился виртуозно интонировать Вин Дизель, озвучивший дерево во всех прокатных версиях, включая и русскую. И хотя антропоморфные деревья тоже уже были во "Властелине колец", однако одна ухмылка компьютерного ходячего пня по выразительности превосходит всю работу хорошенького, но однообразного Криса Пратта.

Однако больше огорчает отсутствие яркой индивидуальности у отрицательных персонажей, вся злонамеренность которых передается преимущественно с помощью дизайнерских ухищрений. Так, у главного злодея Ронана (Ли Пейс) в глазах фиолетовые контактные линзы, на пол-лица какая-то инкрустация, а на голове клобук, очертаниями напоминающий шлем Дарта Вейдера. Встретишь человека без этого всего — не узнаешь, да и многих преображенных спецэффектами актеров в "Стражах галактики" не опознать, не заглянув в титры. В них пока что не обозначен Джош Бролин, который в роли межпланетного пахана Таноса пока ничего особо не делает, только сидит на троне, дожидаясь сиквела, с сиреневым ватником вместо физиономии.

Среди редких участников шоу, появляющихся в своем почти натуральном виде,— Гленн Клоуз в роли главнокомандующей миротворческими силами, которой не стали ничего намазывать на лицо, зато навертели вавилоны на голове; Бенисио дель Торо с белыми волосами в камео Коллекционера, а также нежно любимый Джеймсом Ганном Майкл Рукер, игравший заглавную роль в "Слизняке", а теперь — синелицый главарь банды межгалактических пиратов, воспитавший осиротевшего героя Криса Пратта. Упоминается в фильме и еще один режиссерский любимец — в какой-то момент стражи галактики начинают сравнивать себя с героем Кевина Бейкона, научившим целый город танцевать в фильме 1984 года "Свободные" (Footlose) Херберта Росса. Принципиального смысла в этой странной референции нет, но должен же режиссер как-то развлекаться, вставляя свои личные (хоть и не всем одинаково понятные) шуточки. Несмотря на все эти мелкие вольности, соблюдать основные жанровые заповеди приходится без всякой иронии, и основательность "Стражам галактики" придает не лезущая ни в какие ворота предфинальная батальная сцена — настолько же колоссальная, насколько стандартная. Понятное дело, без этого балласта никак нельзя, хотя все подобные "бородинские панорамы" в марвеловских комиксах отличаются друг от друга разве что тем, как получилось 3D,— в виде абсолютно бесформенной каши или более зрелищного и графичного винегрета. В "Стражах галактики" вся эта стряпня беззастенчиво замешана на "Звездных войнах" в качестве питательного бульона, но, во-первых, застенчивость совсем не то качество, которое приветствуется, когда на кону $200 млн, а во-вторых, если есть готовые бульонные кубики, рачительная хозяйка не станет заморачиваться с варкой мозговой кости.

Вся лента