По рельсам в будущее
Как сделать городской транспорт более эффективным и экологичным
Исполнительный директор департамента "Системы рельсового транспорта" компании Siemens Йохен Айкхольт рассказывает, какие технологические решения позволят сделать городской транспорт более эффективным и экологичным.
Совместный проект MIR Initiative и журнала "Власть"
Устойчивое развитие — вот подход, позволяющий обеспечить оптимальное использование истощимых ресурсов планеты, защитить окружающую среду и предотвратить изменение климата. Одной из основных целей в рамках этого подхода является сокращение выброса вредных парниковых газов, что особенно актуально для крупных промышленных центров, где в настоящее время проживает более половины населения. На долю городов приходится 80% мировых объемов производства. В сложившейся ситуации именно рельсовому транспорту должно быть отведено большее значение, поскольку с его помощью можно существенно сократить выбросы СО2.
Проведенное недавно компанией Siemens исследование показало, что города, вкладывающие средства в транспортную систему, стимулируют экономический рост с одновременным сокращением издержек. Если применить закономерность ко всем ключевым городам мира, то к 2030 году экономический эффект составит порядка $800 млрд в год, почти 1% мирового ВВП.
С учетом таких перспектив становится понятно, что современные стратегии развития мобильности в России, Турции и на Ближнем Востоке, ориентированные на программы по развитию городского и рельсового транспорта, будут не только способствовать дальнейшему экономическому росту в этих регионах, но и снизят потенциальные негативные последствия для окружающей среды. Таким образом, экономический рост может сочетаться с заботой об экологии.
Для того чтобы использовать потенциал, возникающий благодаря эффективным интегрированным видам транспорта, Siemens разработал решения, основанные на стабильных энергоэффективных технологиях. В каждой из этих транспортных моделей Siemens удобное средство передвижения сочетается с энергоэффективностью и максимальным соответствием требованиям охраны окружающей среды.
В рамках проекта для столицы Саудовской Аравии Эр-Рияда компания Siemens использовала легкие конструкции и современную технологию тяги, что позволило заметно сократить потребление электроэнергии. Кузов вагона, равно как и его интерьер, разработаны с максимальной вероятностью повторного использования — степень их доступности для переработки составляет 95%.
Полностью интегрированные модели Siemens разработаны с учетом требований заказчика. С их помощью города могут достигнуть цели снижения выбросов, а жизнь в городе в целом станет намного привлекательнее. При этом конкурентоспособность городов возрастает. Например, в рамках оптимизации железнодорожных путей сообщения города Siemens поставила для аэропорта Лондона Хитроу 1200 вагонов для пригородного сообщения и экспрессов. Компания также предоставила Лондону систему взимания дорожных сборов за создание пробок, нацеленную на то, чтобы лица, совершающие регулярные поездки, перешли на улучшенные и более экологически чистые системы железнодорожного транспорта. Также Siemens поставил спутниковую систему отслеживания автобусов с предоставлением пассажирам информации в режиме реального времени. Данное комплексное решение позволило снизить плотность уличного трафика в Сити Лондона приблизительно на 20%, а также сократить объемы выбросов СО2 на 150 тыс. тонн в год. С момента их применения скорость движения транспорта в городе возросла на 37%, а время на поездку туда и обратно сократилось в среднем на 17%.
На долю городов приходится 80% мировых объемов производства
Несмотря на все инновации, коснувшиеся подвижного состава и автоматизации железнодорожного транспорта, в долгосрочной перспективе эффективность транспорта и его устойчивое развитие возможны за счет сбалансированного использования всех транспортных систем. Растущий спрос на транспортные мощности редко достижим исключительно благодаря строительству новых дорог или железнодорожных линий. Отдается предпочтение инновационным концепциям организации трафика, которые тяготеют к использованию экологически чистого железнодорожного транспорта и одновременно с этим предлагают интеллектуальные стыковки с автомобильным транспортом. Важным элементом является система автоматизированной оплаты проезда (AFC), принцип которой основан на использовании электронных билетов (eTicketing).
Электронные билеты могут использоваться на всех видах транспорта и предоставляют дополнительные возможности. Пассажиры могут без труда пересаживаться на различные виды транспорта, не тратя времени на покупку билетов и определение оптимальных ценовых вариантов. Siemens, в свою очередь, предлагает различные опции электронных билетов для мультимодальных поездок. Один из вариантов — разработанная Siemens смарт-карта, сделанная в формате кредитной карты с одним активным и одним пассивным чипом радиочастотной идентификации (RFID). Это позволяет использовать одну карту на различных видах транспорта при оперативной совместимости различных транспортных компаний, тарифной политики, а также поставщиков услуг. Кроме того, карта может использоваться для оплаты парковки или аренды автомобиля.
Смарт-карта Siemens предлагает два типа регистрации пассажиров. Регистрация по принципу контроля входа и выхода (CiCo) заключается в том, что пассажир прикладывает смарт-карту (или смартфон) к терминалу в начале и по завершении поездки. Регистрация по принципу отметки отрезков путешествия (BiBo) подразумевает автоматическую регистрацию пассажира на отдельных отрезках путешествия без физического использования считывающего устройства. Благодаря бесконтактному методу регистрации смарт-карта может находиться в любом месте, например в кошельке, кармане пиджака. Информация о реальном маршруте пассажира формируется по итогам путешествия, дополнительно гарантируя оптимальный тариф. Это ноу-хау было удостоено награды MasterCard "Транспортные билеты-2013".
В целях дальнейшего эффективного использования сетевой мобильности Siemens разработала платформу комплексной мобильности (IMP), которая дополняет процедуру оформления билетов дополнительными возможностями в области информационного обеспечения, планирования маршрута, бронирования и навигации. Платформа комплексной мобильности разработана для использования преимуществ общей сети пассажирами, транспортными компаниями и городскими центрами управления движением.
Задуманная как платформа B2B, она позволяет операторам включать дополнительные мобильные услуги в свой раздел. Например, компании, совместно использующие прокатные автомобили, могут связывать свои мобильные услуги с аналогичными услугами железнодорожного оператора через ИТ-платформу. Из этого вытекают пакетные предложения мобильности, которые упрощают планирование, бронирование и оплату мультимодальных путешествий по принципу "от двери до двери". В исследовании "Открытая мобильность Берлина" компания Siemens применила интерфейсы для многих поставщиков различных транспортных услуг.
Вызовы, возникающие на пути к комплексной мобильности, выходят за рамки технической реализации и касаются прежде всего вызовов юридического и коммерческого характера: правила пользования должны быть согласованы, тарифная политика выровнена, контракты унифицированы. Поэтому бизнес-модель, включающая оператора и поставщиков мобильных услуг, является решающим фактором успеха.
Платформа комплексной мобильности также может служить ценным источником информации о пассажирах, их предпочтениях по времени и маршрутам
В то же время платформа открывает дополнительные возможности интеграции большего количества провайдеров. Платформа комплексной мобильности может развиваться как торговая площадка с множеством предложений в области мультимодальных перевозок. Используя масштабируемую платформу B2B с гибкими интерфейсами, платформа комплексной мобильности является основой, которая не только способствует легкой интеграции новых поставщиков услуг и четкой организации работы партнеров и интерфейса в процессе операций. Несмотря на то что мировой опыт путешественников показывает, что основная масса населения осуществляет доступ к дополнительным услугам мультимодальной платформы из одного пользовательского интерфейса, ожидается, что на начальном этапе первые платформы будут эксплуатироваться на региональном и национальном уровнях, создавая при этом основу для последующей международной интеграции. Также изучаются региональные стандарты, вопросы создания объединений, время выхода на рынок. Текущие инициативы и проекты ЕС также работают в этом направлении.
В конце концов, все стороны могут извлечь выгоду из интегрированных решений: за счет предоставления доступа к платформе комплексной мобильности провайдеры, например железнодорожные операторы, могут сделать предоставляемые ими услуги более привлекательными, помогая сломать барьеры, ограничивающие доступ к услугам общественного транспорта, увеличить существующий пассажиропоток и, как следствие, продажи. Платформа комплексной мобильности также может служить ценным источником информации о пассажирах, их предпочтениях по времени и маршрутам. Столь подробная информация может быть использована для оптимизации транспорта и может повлиять на политику ценообразования. Платформа комплексной мобильности предоставляет пассажирам возможности для легкого мультимодального путешествия, прозрачную информацию в режиме реального времени и, благодаря взаимодействию с провайдерами, расширенный перечень мобильных услуг и индивидуальных пакетов. Города также выиграют от использования платформы.
В регионе METR (Ближний Восток, Европа, Турция и Россия) существует ряд возможностей для стимулирования экономического роста путем совершенствования транспортных систем, в частности рельсового транспорта. Одновременно энергоэффективные рельсовые системы идеально подходят для быстрых городских междугородних перевозок пассажиров, при этом способствуя сокращению выбросов.