Правила игры
раскапывала корреспондент отдела потребительского рынка Екатерина Геращенко
В прошлом году у российских чиновников наконец дошли руки до сферы ритуальных услуг. Теперь идеи о том, как лучше организовать этот сервис, излагают и федеральные, и столичные, и региональные власти. Но, как выяснилось, одним из последних рационализаторских предложений чиновники случайно нарушили весь смысл многовековых традиций погребения. Новости об этом уже дошли до патриарха Кирилла — письмо с просьбой донести до "верующих и думающих" депутатов Госдумы истину о соответствующем законопроекте ему направил председатель комиссии по социальной поддержке граждан и качеству жизни Общественной палаты России Владимир Слепак.
Речь идет о предложении утвердить общий для Москвы и области закон, который закрепит разрешительный порядок оказания ритуальных услуг и определит, как признавать кладбища брошенными. Господин Слепак опасается, что теперь власти столичного региона могут фактически "расторгнуть договор между человеком и обществом", начав массово признавать захоронения брошенными и перезахоронять умерших в общих могилах. Таким образом, будут нарушены волеизъявление умерших и "неприкосновенность их захоронений до Божьего суда". С трудом подбирая "комментарии для этого чудовищного и беспрецедентного решения", член Общественной палаты указывает, что за тем, чтобы этого не происходило, должны в отсутствие родственников и друзей следить общественные и религиозные объединения. Тем временем в столичном регионе уже считается заброшенной почти треть всех захоронений. Владимир Слепак предлагает начать, например, с восстановления прав на могилы, что фактически означает расходы на поиски родственников, но не решает проблемы дефицита земли. Только в Москве для новых погребений ежегодно нужно не менее 25 га, а в области дефицит таких земель на ближайшие 20 лет составляет 500 га.
Впрочем, глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк утверждает, что пока речь о массовых перезахоронениях вовсе не идет — обсуждается лишь разработка критериев признания могил заброшенными. Заодно изучается и тема аренды земли на кладбищах, включая возможность выбирать тип договора — безвозмездного или за деньги, но в выбранном месте. Кроме того, чиновники надеются, что закон выведет из тени один из денежных потоков, связанных с ритуальными услугами. Так, собеседник "Ъ" в отрасли утверждает, что сейчас неухоженные и заброшенные могилы часто разравнивают, чтобы продать заново под прикрытием администрации. Такое происходит на "простых" кладбищах, а на престижных из положения выходят, делая новое захоронение в действующую могилу под видом родственного по поддельным документам.
Патриарх на письмо пока не ответил, а "чудовищный" законопроект сейчас находится на рассмотрении в ушедшей на каникулы Госдуме, не успев пройти еще ни одного чтения.