Деньги сбились с серверов
Биржа приостановила торги
Московская биржа во вторник приостановила торги в основной секции фондового рынка почти на два часа. Профучастники уже научились переносить подобные сбои почти без потерь. Однако дополнительный дискомфорт некоторые брокеры испытали из-за продления торговой сессии на 40 минут, предпринятого биржей "для удобства участников".
Вчера в 16:01 Московская биржа сообщила на сайте о приостановке торгов в основной секции фондового рынка, сбой произошел пятью минутами раньше. Возобновлена работа торговой площадки была только в 17:50 мск. За 20 минут до запуска участникам торгов дали возможность снять ранее выставленные заявки. Среди основных причин Московская биржа назвала сбой при обработке трансакции по переводу средств между счетами. "Торгово-клиринговая система обнаружила, что трансакция не может быть закончена по причине нехватки средств. В таких случаях трансакция отменяется. Однако возвращение одного из компонентов системы в исходное состояние произошло и ошибкой, что привело к расхождению в данных, содержащихся в центральном сервере и периферийных серверах доступа, в результате чего система остановилась",— пояснил "Ъ" управляющий директор по информационным технологиям, член правления Московской биржи Сергей Поляков. По его словам, биржа уже использует методику повторения потока трансакций, в скором времени эти методы будут применяться на специальных полигонах.
После того как работа была возобновлена, Московская биржа сообщила о продлении торговой сессии в основной секции с 18:50 до 19:30 мск. Данный сбой в работе не стал самым долгим в истории биржи. 14 ноября 2012 года торги в валютной секции были остановлены на 2 часа 40 минут. Однако участников рынка смущает регулярность подобных остановок. До этого биржа приостанавливала торги в основной секции 11 июня, тогда пауза продолжалась чуть более часа.
"Подобные события обычно вызывают волну недовольства клиентов, что совершенно справедливо. Неприятно, что сегодняшний сбой пришелся на время начала торгов в Америке, на что российские инвесторы сильно ориентируются",— отмечает руководитель департамента клиентского обслуживания холдинга "Финам" Михаил Поспелов. "На этот раз биржа даже не отправила смс-оповещение профучастникам",— возмущается представитель крупной брокерской компании.
Впрочем, по оценкам профучастников, несмотря на то что с утра рынок акций рос более чем на 2%, негативный эффект от вынужденной паузы был не так уж велик, потому что на рынке не было резких колебаний. На момент приостановки торгов индекс ММВБ был на отметке 1396 пунктов, после перерыва торги открылись с отметки 1395 и за 20 минут упали только до 1385 пунктов. Закрылся рынок на отметке 1382 пункта, рост по итогам дня составил 0,9%. Объем торгов превысил 40 млрд руб. На таких оборотах рынок не рос с 26 июня. "Скорее тут можно говорить не об убытках, а об упущенной прибыли. За это время, пока торгов не было, вышли статданные по ВВП США, рынок поменялся, а оперативно отреагировать на это не получилось",— считает портфельный управляющий УК "Капиталъ" Вадим Бит-Аврагим.
Впрочем, управляющие и профучастники пострадали от этой ситуации в меньшей степени. По словам директора по торговым операциям Альфа-банка Константина Зайцева, техническая остановка торгов не может иметь слишком серьезных последствий, так как похожие операции можно совершать на других рынках. В частности, трейдеры имеют возможность захеджировать риск скачка цены через ADR.
Сильнее всего подобные сбои обычно бьют по физлицам и торгующим с помощью роботов алготрейдеров. О техническом сбое брокеры традиционно оповещают клиентов через информационно-торговые системы, некоторые клиенты остаются непроинформированными. "В результате не все реагируют на ситуацию соответствующим образом: после возобновления торгов при сильном движении могут сработать условные заявки (стоп-заявки) и случиться принудительные сокращения позиций (маржин-коллы)",— говорит господин Поспелов. Впрочем, на этот раз массовых принудительных закрытий не было, потому что американский рынок на открытии вырос незначительно. По словам исполнительного директора ИК "Ай Ти Инвест" Олега Филатова, в эту компанию пока никаких жалоб от клиентов не поступало.
Парадоксальным образом продление торговой сессии, предпринятое биржей "для удобства участников рынка", многие из них расценили как дополнительную помеху. "Многие процессы брокера по закрытию торгового дня автоматизированы и регламентированы, и незапланированное продление требует перенастройки систем",— поясняет господин Филатов.