Таджикистану открылись евразийские перспективы
Сергей Лавров провел переговоры в Душанбе
Глава МИД РФ Сергей Лавров посетил вчера Таджикистан. Как заверили "Ъ" российские дипломатические источники, ключевые проблемы в отношениях с этой страной сняты, но ряд нерешенных вопросов еще есть. Москва пытается добиться от Душанбе гарантий возврата своих инвестиций, а таджикская сторона — амнистии для своих мигрантов, лишенных права въезда в РФ. За тем, как Сергей Лавров нахваливал интеграцию на евразийском пространстве и критиковал действия Запада и Украины, в Душанбе наблюдала корреспондент "Ъ" ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО.
Отношения Москвы и Душанбе стали в этом году почти беспроблемными. После затянувшихся почти на полтора года переговоров вступили в силу подписанные президентами двух стран в октябре 2012 года ключевые договоренности. РФ продлила на 30 лет пребывание на территории Таджикистана 201-й базы — своего крупнейшего сухопутного военного объекта за рубежом. Душанбе добился введения льготного режима для своих трудовых мигрантов (граждане Таджикистана могут пребывать на территории РФ до 15 дней без регистрации и получать разрешение на работу на срок до трех лет) и отмены экспортных таможенных пошлин на поставку российских нефтепродуктов.
По словам российских дипломатических источников "Ъ", сотрудничество в сфере миграции продолжает дорабатываться. Дело в том, что, прежде чем смягчать режим, Москва хотела, чтобы Душанбе упорядочил поток трудовых мигрантов, отправляя их, например, через специальные уполномоченные организации. Власти же Таджикистана настояли, чтобы льготный режим вступил в силу сразу (отказываясь в ином случае ратифицировать соглашение по 201-й базе), а упорядочиванием миграции обещали заняться позже. Ряд шагов в этом направлении Москва и Душанбе должны предпринять в ближайшее время: по словам Сергея Лаврова, на стадии согласования находятся проекты межправительственных соглашений об организованном наборе граждан Таджикистана для временной трудовой деятельности в РФ, о сотрудничестве и обмене информацией в области миграции и представительствах миграционных служб двух стран.
Впрочем, РФ не стала дожидаться, пока соглашения вступят в силу, и сама приняла меры по упорядочиванию миграции: с января 2015 года граждане Таджикистана смогут въезжать на территорию РФ только по загранпаспортам. Таджикские власти отнеслись к этому без восторга. Но Сергей Лавров вчера заверил их, что "в конечном счете эти меры — в интересах самих иностранных граждан, которые хотят честно, открыто, вбелую работать в РФ и быть социально защищенными".
По информации "Ъ", озабоченность таджикской стороны также вызывает большое число (около 200 тыс.) трудовых мигрантов, лишенных права въезда в РФ: Душанбе надеется добиться амнистии для части из них. "Власти РФ в принципе готовы пойти на уступки в этом вопросе, но лишь по отношению к гражданам Таджикистана, высланным за мелкие нарушения",— пояснил собеседник "Ъ". По данным ФМС РФ, на начало июня 2014 года в России находилось около 1,178 млн таджикских граждан. А Сергей Лавров напомнил, что "в прошлом году таджикские граждане перевели (из РФ.— "Ъ") на родину более $4 млрд".
Россию же, по информации "Ъ", волнует вопрос о гарантиях возврата ее инвестиций в таджикские инфраструктурные проекты. В частности, речь идет о задолженности госкомпании "Барки Точик" ("Энергия Таджикистана") в размере $85 млн перед ОАО "Сангтудинская ГЭС-1" (75% в ней принадлежит "Интер РАО" и "Росатому"). Российские инвестиции в эту ГЭС составили около 16 млрд руб., и Москва хотела бы их вернуть, но таджикские контрагенты пока плохо справляются с менеджментом. В Душанбе крайне заинтересованы в том, чтобы РФ продолжила инвестировать в строительство малых и средних ГЭС. Но, по словам дипломатических источников "Ъ", Москва пойдет на это, только если с Душанбе удастся выработать надежный механизм защиты интересов инвесторов.
На встрече с молодыми таджикскими дипломатами Сергей Лавров объявил, что был "очень доволен" переговорами с президентом Эмомали Рахмоном и главой МИДа Сироджиддином Асловым. При этом гость воспользовался трибуной, чтобы прорекламировать продвигаемый Россией интеграционный проект на постсоветском пространстве — Евразийский экономический союз (ЕАЭС): "Речь идет о формировании мощного центра экономического развития, емкого общего рынка, что существенно повышает его притягательность для бизнеса и инвесторов и повышает благосостояние миллионов граждан". Рассказав, что членом ЕАЭС скоро станет Армения, а затем Киргизия, гость объявил: "Союз открыт и для других стран СНГ, разделяющих цели и принципы евразийской интеграции, включая Таджикистан".
Одновременно российский министр выступил с жесткой критикой действий Запада, прежде всего на украинском направлении. Он заверил, что "Россия будет и впредь выступать против крайне опасной конфронтационной политики, провоцирующей антиконституционные перевороты и нелегитимную недемократическую смену власти, против вмешательства во внутренние дела суверенных государств, шантажа и угроз в международных отношениях".
Казалось, эти слова должны были найти отклик у таджикской стороны, но собеседники Сергея Лаврова не подхватили тему. Было заметно, что они избегают публичного обсуждения украинской тематики. А представитель службы протокола МИД Таджикистана даже попытался не дать "Ъ" возможности задать Сергею Лаврову вопрос по Украине, предупредив: "Не ссорьте нас с Киевом". Ситуацию спасло только вмешательство главы таджикского МИДа.