АвтоВАЗ тянет акционеров вниз
Renault продолжает нести убытки от российского автозавода
АвтоВАЗ продолжает оставаться убыточным активом для своих акционеров. По итогам первого полугодия 2014 года завод принес Renault убыток €55 млн, тогда как годом ранее — только €10 млн. Но в самом АвтоВАЗе еще надеются на безубыточные результаты по итогам года, рассчитывая на новые модели и комплекс антикризисных мер. Эксперты соглашаются, что автозаводу удастся улучшить финансовые показатели, но не рассчитывают, что АвтоВАЗ по итогам года выйдет в прибыль.
Вчера Renault опубликовала финансовую отчетность за первое полугодие 2014 года, из которой следует, что убыток автоконцерна от участия в АвтоВАЗе вырос в 5,5 раза, до €55 млн по сравнению с аналогичным показателем в 2013 году. К примеру, за 2013 год АвтоВАЗ принес Renault €34 млн убытка, а в 2012 году — €186 млн прибыли. С чем связан резкий рост убытка от присутствия в капитале АвтоВАЗа, в отчетности Renault не указывается. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что причины могут быть связаны как с увеличением Renault доли прямого владения в АвтоВАЗе с 35,9 % в 2013 году до 37,25 % к середине 2014 года, так и с отрицательной динамикой продаж (продажи автозавода в первом полугодии снизились на 15 %, до 192,8 тыс. шт.). При этом Renault традиционно использует в своей отчетности данные АвтоВАЗа с квартальной задержкой, в данном случае в отчет попали данные за четвертый квартал 2013 года и первый квартал 2014 года, так что реальные данные могут быть немного искажены, отмечает господин Беспалов.
Сейчас Renault владеет 50 % минус 1 акцией в Alliance Rostec Auto B. V. (СП ГК «Ростех», альянс Renault-Nissan и Troika Dialog Investments Limited). Еще 17,03 % акций у партнера Renault по альянсу Nissan. При этом СП Renault-Nissan обязалось инвестировать в альянс 23 млрд руб. Из отчетности Renault следует, что компания заплатила за долю в уставном капитале Alliance Rostec Auto B. V. €50 млн, еще €38 млн оплатила Nissan. Кроме того, Renault выкупила пакет акций АвтоВАЗа у ГК «Ростех» за €19 млн. По условиям сделки Renault-Nissan будет иметь 67,13 % капитала в СП к середине 2014 года (из них Renault получит 50,1 % СП, Nissan — 17,03 %), доля «Ростеха» составит 32,87 %.
В АвтоВАЗе отказались комментировать финансовые показатели Renault, а также прогнозировать собственные результаты по итогам первого полугодия. Согласно отчету компании по РСБУ, в январе — июне 2014 года убыток автозавода сократился на 26,3 %, до 2,7 млрд руб. При этом спад на российском авторынке только нарастает: по прогнозу Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи по итогам 2014 года упадут на 12 %, до 2,45 млн машин. На АвтоВАЗе продолжают надеяться, что компании удастся завершить 2014 год с прибылью. Весной президент компании Бу Андерссон отмечал, что АвтоВАЗ рассчитывает повысить производительность труда, запустить новые модели и сократить затраты. Вчера в АвтоВАЗе заявили, что надеются, что ввод новых моделей даст компании 20 % рынка по итогам года (на конец июня, по данным АЕБ, — 15,7 %).
Владимир Беспалов сомневается, что АвтоВАЗу удастся выйти на безубыточный уровень. По его прогнозам, проводимая реструктуризация позволит автозаводу сократить убыток с 7,9 млрд руб. по МСФО в 2013 году до 1,9 млрд руб. (чистый убыток по РСБУ за 2013 год — 6,9 млрд руб.). Показатель EBITDA может составить 9,8 млрд руб., соотношение долг/EBITDA — 5,4 млрд руб., подсчитал господин Беспалов.