Инвестиции нанесли на карту
Утвержден план строительства инфраструктуры промпарка в Надеждинском районе Приморья
Строительство инфраструктуры промпарка в Надеждинском районе Приморья обойдется более чем в 6 млрд руб., подсчитали инициаторы проекта. Первые инвесторы смогут запустить свои объекты уже к концу 2017 года. Эксперты связывают перспективы развития парка с созданием на его основе ТОРа, но сомневаются, что нацеленность на массовую организацию экспортно ориентированных производств в его рамках отвечает потребностям региона.
Разработана и утверждена дорожная карта строительства инфраструктуры промышленного парка в Надеждинском районе, сообщили „Ъ“ в ОАО «Корпорация развития Приморского края», отвечающем за реализацию проекта. «Департаментом экономики и стратегического развития Приморского края совместно с другими органами исполнительной власти и сетевыми организациями с участием нашей Корпорации произведен расчет параметров будущей инфраструктуры, определены основные объекты и стоимость их строительства. Единая система обеспечения парка с общим подходом электросетей, водо- и газоснабжения с последующим распределением резидентам по внутренним сетям под ключ оценивается более чем в 6 млрд руб.,— сообщил „Ъ“ первый заместитель гендиректора ОАО «Корпорация развития Приморского края» Сергей Жеков.— Только объекты энергетики обойдутся примерно в 4 млрд руб. Строительство предлагается осуществить за счет инвестиционных программ компаний — субъектов естественных монополий». Приморский край возьмет на себя строительство дорог в промышленном парке, включив его в государственную программу развития транспортного комплекса.
«В соответствии с законом от 10 мая 2006 года «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае», с будущими резидентами будут заключены инвестиционные соглашения, регламентирующие предоставление земельного участка на территории промышленного парка»,— пояснил господин Жеков. По его словам, три зарубежные компании проявили интерес к промышленному парку в Надеждинском районе и готовы создать там производственные комплексы. Два проекта представили отечественные компании. Первый — транспортно-логистический комплекс (ТЛК), состоящий из контейнерного терминала, перегрузочного комплекса и зоны транспортных операций. В рамках проекта уже ведется строительство железной дороги, протяженностью пять км, которая обеспечит сообщение площадки со станцией «Надеждинская» и пследующим выходом на Транссиб. Работы планируется завершить к началу 2016 года. Второй — производственно-распределительный центр. Планируется строительство 15 тыс. м2 помещений для производства и переработки продуктов питания и 50 тыс. м2 складских помещений.
«Ввод в эксплуатацию I этапа объектов промышленного парка с размещением первых резидентов планируется к концу 2017 года»,— сообщил господин Жеков.
Надеждинский промышленный парк относится к типу гринфилд, то есть резидентам планируется сдавать в аренду и в перспективе продавать незастроенные земельные участки. Он развернется между приморскими поселками Новый и Прохладный на территории 700 га, из которых 300 га отведено под транспортно-логистический комплекс ООО «Инком ДВ», остальные 400 га будут переданы в управление ОАО «Корпорация развития Приморского края». Основными резидентами, по замыслу авторов идеи, должны стать компании с ориентированными на экспорт проектами производств строительных материалов, лесопереработки, переработки минерального сырья, сборочных производств, логистическими проектами. Недалеко от площадки планируется построить жилой микрорайон. Расположенные рядом земли Министерства обороны будут переданы под индивидуальное строительство многодетным семьям Приморья, сообщила администрация края. Промышленный парк Надеждинского района станет основой для территории опережающего развития (ТОР).
«С созданием ТОРа реализация проекта будет значительно облегчена. Решения по многим вопросам ускорятся за счет сокращения сроков согласования строительства, получения разрешительных документов. Будут введены налоговые льготы. Стоимость земли на площадке в 28 раз ниже, чем в морском торговом порту Владивостока»,— сообщил „Ъ“ управляющий партнер ООО «Инком ДВ» Михаил Робканов.
«Проект отвечает классической теории создания территорий опережающего развития. Промышленный парк размещают вблизи транспортных узлов, таких как железная дорога, федеральная автотрасса, международный аэропорт. Рядом находится относительно емкий рынок. От промпарка до Владивостока всего полчаса езды,— отмечает доктор экономических наук, директор Международного института бизнеса и экономики Александр Латкин.— Но, на мой взгляд, промышленный парк нужно ориентировать в первую очередь не на внешний, а на внутренний рынок, то есть он должен заняться импортозамещением и только потом нацеливаться на экспорт. Ведь мы сейчас практически все завозим из Китая и других стран. Внутренний рынок у нас небольшой, но в ближайшие годы, по моему прогнозу, он будет расти».