Роману Селезневу нашли однофамильцев
Защита россиянина недовольна обстоятельствами ареста
Федеральный суд острова Гуам отказался освободить из-под стражи сына депутата Госдумы Валерия Селезнева Романа, обвиняемого в США в компьютерном мошенничестве и краже личных данных. Защита россиянина утверждает, что американские правоохранительные органы допустили ошибку, задержав невиновного.
Первые судебные слушания по делу Романа Селезнева прошли только в конце этой недели. Причиной стали многочисленные ходатайства защиты россиянина, попытавшейся оспорить законность его ареста на Мальдивах.
Роман Селезнев был задержан в международном аэропорту имени Ибрагима Насира в столице Мальдив Мале утром 5 июля. По официальной версии, арест проводили местные правоохранительные органы по так называемому красному запросу Интерпола. «Селезнев был передан американским представителям после того, как был выслан из этой страны, действовавшей в соответствии с собственными законами»,— объяснил “Ъ” представитель минюста Питер Карр.
Тем не менее в ходе заседания адвокат Патрик Сэвилл заявил, что Роман Селезнев был задержан сотрудниками Секретной службы США, а сотрудники мальдивской полиции «безучастно наблюдали за их действиями».
В качестве доказательства адвокат привел сделанное под присягой заявление самого господина Селезнева и показания нескольких свидетелей. В своем обращении россиянин утверждает, что «трое американцев неожиданно напали на него» уже после того, как он прошел паспортный контроль и вместе с гражданской женой Анной Отиско и ее дочерью готовился к посадке на самолет.
«Один из американцев громко крикнул, что он сотрудник Секретной службы США и что я арестован,— сообщил Роман Селезнев.— В ответ на вопрос, за что именно я арестован, он агрессивно потряс у меня перед лицом какой-то бумагой. Насколько я понял, ни один из этих людей не имел отношения к правоохранительным органам Мальдив».
После задержания Романа Селезнева обыскали, изъяли ноутбук и мобильный телефон и проверили остальной багаж. Затем россиянина заковали в наручники и препроводили в самолет без опознавательных знаков. О конечной цели полета ему не сообщили, лишь через три часа официально зачитали так называемое правило Миранды, сообщили о правах и официально предъявили ордер на арест.
Эту информацию подтвердил сотрудник аэропорта имени Ибрагима Насира Шарафулла Шихаб, добавивший, что на его глазах «двое белых мужчин отвели задержанного в VIP-зал, предназначенный для пассажиров частных самолетов».
По сведениям журналиста Али Хаафиза, запрос Интерпола мальдивские власти получили только 4 июля, менее чем за сутки до того как Роман Селезнев должен был покинуть страну. Одновременно на остров прибыли агенты Секретной службы США.
Несмотря на официальное оповещение международной полицейской организации, главный судья Мальдивской Республики Абдулла Мохамед отказался выдать ордер на арест Селезнева. Задержание в итоге санкционировал генеральный прокурор страны Мохаммед Анила. По его распоряжению сотрудников американской спецслужбы сопровождали работники туристической полиции Мальдив.
Адвокат россиянина попытался доказать, что его подзащитный был «похищен и незаконно арестован» властями США и поэтому должен быть немедленно освобожден. Кроме этого, защита считает, что сотрудники Секретной службы «допустили непростительную ошибку», задержав «не того человека». В своем выступлении в суде господин Сэвилл неизменно называл своего клиента «лицом, содержащимся под стражей как Роман Селезнев». Еще один адвокат россиянина, Эли Голдин, направил судье официальное ходатайство, в котором перечислил 162 человека по имени Роман Селезнев. Данные защитник взял в социальной сети «Одноклассники».
Доводы защиты, впрочем, не произвели на судью Фрэнсис Тайдингко-Гейтвуд особого впечатления. Заявив, что «ничего возмутительного» при задержании россиянина не произошло, она отказалась рассматривать ходатайство об освобождении из-под стражи. При этом судья добавила, что у защиты еще будет шанс вернуться к вопросу о деталях ареста Романа Селезнева после того, как он будет доставлен в Сиэтл. Решение о переводе подозреваемого может быть принято в начале следующей недели.