Россию поставили на счета
Евросоюз ввел санкции против банков с госучастием
Евросоюз официально опубликовал пакет экономических санкций против России. В целом они соответствуют декларациям, которые были сделаны в последние две недели, уточнен лишь список госбанков, которым закроют доступ к европейскому рынку капитала, за исключением Швейцарии,— в него попал Сбербанк — и оборудования для нефтекомпаний, с поставками которого в РФ возникнут проблемы. Быстрых проблем от санкций не ждут ни на одном из рынков, которые они затрагивают. Однако в целом они приближают к нулю шансы на экономический рост в России до конца года и угрожают рецессией в следующем году.
Первая пятерка
Главное, чего ждали от официальной публикации новых санкций ЕС,— список попавших под них госбанков. В него попали Сбербанк, РСХБ, ВТБ, Газпромбанк и ВЭБ. Европейским инвесторам теперь запрещается прямо или косвенно совершать операции с ценными бумагами и долговыми инструментами длительностью более 90 дней, выпущенными после 1 августа. ВТБ, РСХБ и Банк Москвы уже попали под аналогичные санкции США (см. "Ъ" от 31 июля). Санкции приняты до 31 июля 2015 года. "Это решение будет постоянно анализироваться. Оно будет возобновлено или изменено должным образом, если совет сочтет, что его цели не достигнуты,— говорится в тексте сообщения ЕС.— Ограничительные меры... следует проанализировать до 31 октября 2014 года, в частности, с учетом их эффекта и мер, принятых третьими странами".
"Такие действия противоречат демократическим ценностям европейцев, которые пошли на поводу у своих заокеанских старших товарищей вопреки собственным интересам,— заявили в пресс-службе ВТБ.— Принятые решения абсолютно не соответствуют базовым принципам свободного рынка и дискриминируют не только ВТБ, но и международных инвесторов". В дальнейшем планирование сделок на рынках капитала будет зависеть от потребностей банка в фондировании, а также возможностей и конъюнктуры рынка, добавили в ВТБ. В Сбербанке и ВЭБе не смогли прокомментировать ситуацию. В Газпромбанке лишь сказали, что санкции "не нарушают финансовую устойчивость и стабильную работу банка". В РСХБ сослались на позицию, опубликованную после введения санкций США: "Как любые другие банки, которые попали под санкции, РСХБ может обратиться в правительство РФ с просьбой о поддержке, что будет являться вполне нормальным".
Аналитики немедленной угрозы для российских банков в санкциях ЕС не видят. "Российские компании и банки имеют значительную сумму задолженности в иностранной валюте на ближайшие 18 месяцев, но их большие денежные буферы и широкие финансовые активы покрывают большинство, если не все их потребности в рефинансировании",— заявили в Moody's. "Объемы привлечения средств с Запада у этих банков не очень большие и не составляют более 20% их обязательств, а также сильно "размазаны" по срокам так, что ближайшие год-полтора им вообще не придется их рефинансировать",— говорит источник "Ъ" среди банковских аналитиков. Каким будет долгосрочный эффект от санкций против госбанков, станет ясно позднее, но говорить о том, что стоимость фондирования для них вырастет, можно уже сейчас, отмечает заместитель главы группы "Рейтинги финансовых институтов" S&P Сергей Вороненко. (О возможном влиянии санкций против крупнейших российских банков на ставки рынка межбанковского кредитования см. материал на стр. 8)
Замещать европейские и американские заемные средства подпавшие под санкции банки будут за счет внутренних ресурсов, уверены эксперты. "Пытаться заместить фондирование банки будут, скорее всего, комплексно: госденьгами (кредитами ЦБ, возможно, более долгосрочными), рублевыми и валютными депозитами госкомпаний, а также размещаясь на внутреннем рынке",— поясняет господин Вороненко. И хотя тема выхода на азиатские рынки активно обсуждается с марта, этот инструмент в ближайшей перспективе, скорее всего, окажется малодоступным для госбанков, уверен он. "Если говорить объективно, российские госбанки пока неузнаваемы, например, на Гонконгской бирже, и на знакомство с азиатскими инвесторами с целью привлечения значимых объемов долгосрочных рыночных ресурсов уйдет время",— говорит господин Вороненко.
Непосредственно ограничения на привлечение госбанками финансирования резидентами ЕС рассчитаны скорее на долгосрочный, а не на краткосрочный эффект. Внешний долг банковского сектора РФ на 1 апреля (более поздние оценки пока отсутствуют) составлял $214 млрд, впрочем, сейчас объем чистой позиции по внешнему долгу всех банков РФ вряд ли выходит за пределы диапазона $25-30 млрд (на 1 января она составляла минус $29 млрд). Непосредственно для банков санкционного списка ЕС она составляет, очевидно, примерно половину этих цифр. Привлечение госбанками финансирования в ЕС в 2013 году составило около €7,6 млрд ($10,8 млрд) — то есть ценой вопроса в остановке кредитования в ЕС является необходимость внешних займов вне ЕС на сумму в $6-7 млрд в 2014 году и $10-15 млрд в 2015 году или нахождение такого же порядка ресурсов внутри РФ. Очевидно, что при объемах международных резервов ЦБ в $480 млрд прямой эффект от санкций ЕС малозначим. Вчерашнее заявление ЦБ о готовности поддержать "санкционированные" банки стандартными инструментами явно учитывает эти обстоятельства.
Нефтяники без платформы
В отношении нефтяной отрасли РФ, как и предполагалось, санкции запрещают продажу, поставки, передачу или экспорт технологий и оборудования, если есть основания полагать, что они будут использованы для разведки и добычи на шельфе Арктики или сланцевой нефти. В запрещенный перечень попали различные виды труб (как для нефте- и газопроводов, так и для бурения), буровое оборудование и мобильные вышки, нефтяные насосы, а также плавучие и полупогружные буровые платформы и суда обеспечения, в том числе трубоукладчики.
По мнению главы энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григория Выгона, запрет на поставку труб вообще никак не повлияет на отрасль, потому что почти все они производятся в России. "Запрет на поставку бурильного оборудования более существенен, но мы можем купить его у Китая,— считает эксперт. Наиболее серьезным, конечно, будет запрет на плавучие платформы и вообще оборудование для шельфа, потому что мы большую часть его не производим, и найти замену в Азии будет непросто". По его мнению, в случае ухода с российского рынка западных подрядчиков на обычных месторождениях их вполне могут заменить российские или китайские, "а на трудноизвлекаемых запасах западные компании сами толком ничего не умеют, потому что каждое такое месторождение нуждается в адаптации технологий".
"Конечно, они сильны в инжиниринге, в управлении проектами, но наши подрядчики со временем смогут бурить не хуже",— уверен господин Выгон. "У нас есть технологии и компетенции, но в начальной стадии,— возражает чиновник правительства.— Придется учиться". Но, добавляет он, все проблемные проекты — долгосрочные, а продлятся ли долго санкции — еще неизвестно.
Участников отрасли радует, что санкции не коснулись таких действительно проблемных мест, как технологии крупнотоннажного сжижения газа, оборудования для нефтепереработки и нефтехимии, катализаторов. Но они признают, что шельфовые проекты, за счет которых Россия собиралась к 2035 году добывать около 5% от всей нефти и 10% газа, пострадают. "Фактически на ближайшие годы работа на шельфе для компаний парализована",— говорит источник "Ъ" среди нефтяников. Другой собеседник "Ъ" отмечает, что "сланцевые запасы важные, но это и сейчас венчурный проект, и еще пара лет для начала их реализации есть". В Минэнерго прогнозировали, что к 2035 году сланцевая нефть составит 14-20% от общей добычи.
Прощание с капиталом
Краткосрочно развитие ситуации вокруг санкций ЕС может даже парадоксальным образом улучшить макропоказатели РФ в третьем квартале — из-за растущих рисков экспорта в РФ при неизменном импорте в ЕС газа и нефтепродуктов из России вклад чистого экспорта в ВВП будет с большой вероятностью расти, что дополнительно повышает шансы на продолжение стагнации, а не на переход экономики РФ к рецессии к октябрю. Неизбежное сокращение объема экспорта военно-промышленным комплексом будет играть на снижение ВВП России лишь с 2015 года. Сугубо нефтегазовая ориентация российского экспорта, которая так много критиковалась в течение последних 20 лет, играет краткосрочно стабилизирующую роль: санкции и напряженность вокруг них, новая нестабильность для рубля играют на сокращение импорта темпами, заведомо опережающими темпы сокращения экспорта.
Долгосрочно же санкции аналогичны возвращению ограничений на капитальные потоки. После санкций против Сбербанка прогнозы по оттоку капитала ЦБ в $90 млрд, вероятно, должны быть увеличены до $100-120 млрд, что делает почти нулевыми шансы на значимый экономический рост в РФ по итогам года и все более вероятным переход экономики к рецессии в 2015 году. Фактически без быстрой, трудоемкой и небесплатной во всех смыслах переориентации экономики РФ на прием внешних инвестиций из КНР и стран Персидского залива (Швейцария, крупный финансовый партнер РФ, через своего посла в России заявила, что не присоединяется к санкциям ЕС, но не будет содействовать обхождению "санкционированными" субъектами запретов Евросоюза) Россия по совокупности введенных против нее умеренных санкций лишена возможности привлекать существенные иностранные инвестиции. При этом резервом повышения платежеспособности РФ может быть рост внутренних налогов — вчера источники в правительстве вновь обсуждали возможность введения с 2015 года налога с продаж. Резервы РФ по повышению НДС и НДФЛ также могут быть задействованы в 2015 году для замещения внешних инвестиций госинвестициями.
Проблемы такого рода моделей роста сказываются не ранее чем через два-три года после начала их использования: вряд ли ЕС рассчитывает именно на такое развитие событий. Фактически цель санкций — не обрушение экономики РФ, а прекращение дальнейшего экономического развития России в существующей модели, которая, в логике США и ЕС, косвенно привела к появлению и эскалации украинского конфликта.