Крым не пускают в Европу
ЕС ввел санкции против экономики полуострова
Наряду с секторальными санкциями против российской экономики в целом ЕС утвердил меры, направленные против развития Крыма. Они предусматривают полный запрет для европейских компаний на добычу нефти, газа и других полезных ископаемых в регионе, а также инвестиции в инфраструктуру, энергетику, транспорт и телекоммуникации. В первую очередь это может ударить по созданию собственной системы энергоснабжения Крыма, которая сейчас зависит от Украины, а также ставит под вопрос освоение крымского шельфа.
В среду поздно вечером ЕС опубликовал перечень санкций, направленных против экономики Крыма и Севастополя. Они предполагают запрет для европейских компаний на новые инвестиции в инфраструктурные, транспортные и энергетические проекты в Крыму, а также добычу нефти, газа и минеральных ископаемых в регионе. Запрет распространяется на торговлю различными товарами — от бурового и шельфового оборудования до морской воды. Европейским компаниям запрещено не только инвестировать в экономику Крыма, но и предоставлять кредиты, а также оказывать страховые услуги.
Одними из ключевых направлений крымской экономики, куда планируются значительные инвестиции, являются инфраструктурные и энергетические проекты. Самым проработанным и крупнейшим на сегодняшний день остается строительство моста через Керченский пролив (должен соединить Крым и Таманский полуостров), предварительная стоимость которого составляет 247 млрд руб.
Вчера вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что строительство моста планируется профинансировать исключительно за счет государства, проект будет вести Росавтодор. При этом господин Козак по-прежнему называет среди возможных подрядчиков не только китайские, но и итальянские компании, но признает, что пока неясно, "как поведут себя" в связи с новыми санкциями европейские строительные компании, которые "претендуют на получение соответствующих подрядов". Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, отмечают, что "консорциум крупных российских игроков с китайскими строительными компаниями, конечно, выглядит самым реальным", причем китайцы обычно "стараются осуществлять проект "под ключ"" и, скорее всего, "дадут полный пакет необходимых технологий". "Технологические наработки, обкатанные в том числе в Сочи, есть и в России, поэтому отсутствие европейских партнеров может осложнить проект, но не будет критичным",— добавляет другой источник. В Минтрансе вчера отказались от комментариев.
Собственных проектов по строительству дорог на территории Крыма у крупных российских подрядчиков еще нет. В апреле Росавтодор объявил о подготовке плана по строительству дорог на полуострове до 2020 года, но тендеры не проводились. Гендиректор НПО "Мостовик" Олег Шишов сомневается, что решение властей ЕС осложнит работу подрядчиков. Хотя в среднем 30-50% техники в парках крупных подрядчиков поставляется из Европы, поясняет топ-менеджер, у компаний, участвовавших в строительстве объектов к Олимпиаде в Сочи и форуму АТЭС во Владивостоке, скопился огромный объем техники, которой хватит на длительный период. Альтернативу европейским поставщикам, по его мнению, можно будет найти среди российских, китайских и корейских компаний.
Крыму необходимо построить и собственную систему энергоснабжения. Сейчас полуостров почти полностью зависит от поставки электроэнергии из Украины, и экспортная цена, по неофициальной информации, оказалась значительно выше ранее установленных тарифов в Крыму. Запрет на сотрудничество европейских компаний при строительстве энергообъектов помешает в первую очередь поставкам основного генерирующего оборудования — газовых турбин большой мощности, сходятся во мнениях эксперты. Именно газовыми установками планируется покрыть дефицит мощности в Крыму. Их основными поставщиками выступают европейские Alstom, Siemens и американская General Electric, отмечает аналитик "ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс" Руслан Мучипов. В западных компаниях ситуацию не комментируют, но источники "Ъ" в них говорят, что пока сами не понимают, какие окажутся реальные последствия санкций.
Отечественные производители могут обеспечить турбины максимальной мощностью не более 110 МВт, отмечает Алексей Дуб из Союза машиностроителей России. Он уверен, что сетевое оборудование необходимого напряжения отечественные производители смогут поставить. Ограничения по привлечению кредитов, инвестициям, техническому консалтингу и подрядным функциям вряд ли будут значимы, добавляет Руслан Мучипов. Основными кредиторами в энергетике традиционно выступают госбанки, а инжинирингом занимаются отечественные компании.
Крупнейшая компания Крыма — "Черноморнефтегаз",— которая сейчас формирует треть регионального бюджета, попала в санкционные списки США и ЕС еще в мае. Тогда представители компании говорили, что санкции на нее не повлияют, так как весь добываемый газ она планирует продавать в Крыму, а объем добычи нефти и газового конденсата незначителен. Но основные планы по развитию "Черноморнефтегаза" связаны с освоением шельфа Крыма. Имеющееся оборудование теоретически позволяет компании продолжать разрабатывать мелководный шельф на западе полуострова. Но бурение на глубоководном шельфе на юге невозможно без западных технологий, говорит собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией.
В результате санкций для технологий и оборудования ЕС оказался закрыт и телекоммуникационный рынок Крыма. Сейчас в Крыму работают несколько крупных операторов связи: "Ростелеком" (через дочернее предприятие "Миранда-Медиа"), МТС и Vimpelcom Ltd. (через "Киевстар"). В "Ростелекоме" "анализируют ситуацию". В МТС от комментариев воздержались. "Наши юристы находятся в постоянном диалоге с представителями Евросоюза, но пока никаких однозначных разъяснений на тему того, как мы должны работать в Крыму, не было,— заверил вчера "Ъ" представитель Vimpelcom Ltd. Артем Минаев.— В том числе распространяются ли запреты на дочерние компании на Украине или в России. Как только мы получим четкие директивы, мы будем им следовать".