Соликамский завод зарывает в землю талант
СМЗ планирует самостоятельно производить РЗМ
Руководство Соликамского магниевого завода (СМЗ) обнародовало краевым властям свои планы по производству редкоземельных металлов. Химики намерены производить не только концентрат РЗМ, а замкнуть производственную цепочку конечным продуктом. Стоимость проекта и размер желаемых госгарантий на СМЗ не раскрывают. Губернатор, по словам собеседников „Ъ“, должен выступить в этой истории «толкачом», чтобы завод все-таки попал в федеральную программу по развитию промышленности РЗМ.
Новый владелец Соликамского магниевого завода Петр Кондрашев определился с планами по развитию предприятия. Как рассказал „Ъ“ генеральный директор СМЗ Сергей Шалаев, карбонаты редкоземельных металлов легкой группы, которые сейчас производит магниевый завод, потенциально являются основой для производства РЗМ, а именно церия, лантана, европия, самария и гадолиния. Для того чтобы реализовать этот проект, предприятие намерено войти в госпрограмму РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (в рамках программы утверждена подпрограмма «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов»). Она предполагает предоставление субсидий из федерального бюджета на компенсацию процентных ставок по инвестиционным кредитам. Стоимость программы составляет 145 млрд руб.
«У нас есть собственное сырье, которое мы добываем на Ловозерском ГОК (Кольский полуостров, также принадлежит Петру Кондрашеву). У нас есть собственный институт, который мог бы взять на себя роль генерального проектировщика, есть опыт строительства крупных промышленных объектов. Мы имеем возможность получить российский продукт. Но в нынешней финансовой ситуации банки не дадут нам кредиты без гарантий со стороны государства», — говорит Сергей Шалаев.
Соликамский магниевый завод единственный производит РЗМ в России. Предприятие может производить около 2 тыс. тонн концентрата РЗМ в год, перерабатывая руду Ловозерского ГОКа. Ловозерский ГОК — это крупнейшее в России месторождение лопаритов, где содержание РЗМ, преимущественно цериевой группы, составляет в среднем около 1,12%. Сейчас добываемые там комплексные титан-тантал-ниобий-редкоземельные концентраты идут на дальнейшую переработку на Соликамский магниевый завод, где производят карбонаты РЗМ. Полученные СМЗ сплавы в настоящее время экспортируются почти на 100%. В то же время считается, что по запасам РЗМ Россия находится на втором месте в мире, уступая лишь Китаю.
В 2000-х владелец «Сильвинита», который ранее и вместе с Анатолием Ломакиным контролировал СМЗ, Петр Кондрашев начал восстанавливать производственную цепочку РЗМ, купив Ловозерский ГОК и эстонский Silmet, куда поставлял концентрат СМЗ. После продажи «Сильвинита» «Уралкалию» в 2010 году СМЗ и Ловозерский ГОК отошли к основному и теперь уже бывшему акционеру «Уралкалия» Сулейману Керимову, а Silmet купил эстонский бизнесмен Тийт Вяхи и почти сразу перепродал Molycorp.
Сейчас химики предпринимают еще одну попытку выстроить производственную цепочку. Но для этого нужны госгарантии, поскольку предприятие находится в непростых финансовых условиях.
Сергей Шалаев рассказал „Ъ“, что ведет переговоры с госчиновниками с начала года — с тех пор, как после покупки СМЗ Петром Кондрашевым он вернулся в кресло гендиректора СМЗ. Но пока положительных результатов нет. Именно поэтому руководство СМЗ инициировало визит губернатора на предприятие. «Мы подготовили технико-экономическое обоснование проекта по организации производства уникальных продуктов на основе сплавов редкоземельных металлов. Сегодня ни один гаджет, ни одна микросхема невозможна без редких земель. А мы располагаем технологиями их получения», — рассказал Сергей Шалаев губернатору.
Краевые власти уже обратились с соответствующей просьбой к президенту РФ Владимиру Путину, пояснил „Ъ“ собеседник, знакомый с ситуацией. «Наше обращение давно ушло. Но само там ничего не делается, поэтому губернатор взял на себя роль „толкача“. СМЗ уже готовит обоснование. Конечно, надо было включаться в программу еще в прошлом году. А теперь получить поддержку удастся только в 2015 году».