Путешественников зовут в деревню
Правительство Саратовской области намерено развивать сельский туризм
Губернатор Саратовской области Валерий Радаев призвал подчиненных развивать сельский туризм — создавать новые туристические маршруты и рекламировать местные достопримечательности. Чиновники говорят о недостаточной заинтересованности жителей районов в работе с путешественниками, эксперты полагают, что развитию туризма мешает плохая информированность населения, несовместимое с высокой ценой качество услуг в местных гостиницах.
В четверг на заседании правительства Саратовской области был принят план действий для развития сельского туризма. По словам губернатора Валерия Радаева, в регионе есть необходимый потенциал для «повышенной туристической активности». Проблема, на его взгляд, заключается в отсутствии грамотного представления области. «Каждый житель Саратовской области со школьной скамьи должен знать, как прекрасен наш регион», — заявил господин Радаев.
Напомним, эту тему губернатор уже поднимал в обращении к жителям области 27 мая 2014 года, посвященном итогам двухлетнего руководства регионом и ближайшим планам. «Я настойчиво обращаюсь к министерству молодежной политики, спорта и туризма (руководитель Наиля Бриленок. — „Ъ“) с требованием придать импульс развитию регионального туризма через концептуальную разработку всех возможных направлений, включая входящий в моду аграрный туризм», — сказал тогда губернатор. Он подчеркнул, что дорожная карта по развитию каждого направления туризма с ежегодными целевыми показателями «должна была быть готова еще вчера», и указал госпоже Бриленок и зампреду правительства Михаилу Горемыко до 1 августа разработать комплекс мер по развитию сельского туризма до 2016 года.
Вчера были озвучены основные положения дорожной карты. В министерстве молодежной политики, спорта и туризма региона планируют создать реестр действующих и потенциальных объектов туризма в районах области, уделить внимание созданию и развитию туристско-информационного центра, разработке и утверждению концепции развития сельского туризма в перспективных районах и отслеживанию численности приезжающих туристов. Также в министерстве планируют разрабатывать 10 новых туристических маршрутов ежегодно. Сейчас в регионе существует 43 маршрута, наиболее популярные из них — автобусная экскурсия на страусиную ферму на турбазе «Избушка» в поселке Взлетный Энгельсского района и отдых на турбазе «Золотая форель» с рыбным хозяйством в селе Тепловка.
Отметим, в 2012 году туристический поток в области составил 503 тысячи человек, что на 86 тысяч больше по сравнению с 2011 годом. В 2013 году этот показатель увеличился до 509 тысяч человек. С принятием «дорожной карты» турпоток планируется увеличить до 594 тысяч человек. Объем платных туристических услуг в 2013 году составил 1,4 млрд рублей, в этом году планируется довести эту цифру до 1,6 млрд рублей. В базе объектов сельского туризма региона сейчас находится 21 объект — базы отдыха, гостевые сельские дома, мини-отели, крестьянско-фермерские хозяйства. Дорожная карта не предусматривает выделения дополнительных средств из бюджета.
Как рассказал заместитель министра молодежной политики, спорта и туризма региона Александр Абросимов, в регионе недостаточно средств для размещения гостей, а жители недостаточно заинтересованы и проинформированы о туристических маршрутах. «В связи с этим сейчас создается реестр действующих и потенциальных туристических мест с условиями проживания и экскурсиями», — сказал Александр Абросимов.
Валерий Радаев призвал чиновников «заболеть развитием туризма «в хорошем смысле слова». Кроме того, губернатор дал ряд конкретных поручений представителям районов. Так, главу администрации Базарно-Карабулакского района Олега Чумбаева он призвал рекламировать муниципалитет, чтобы все знали, где растут лучшие грибы и когда начинают спеть ягоды. Кроме того, губернатор предложил развивать туристическую привлекательность села Чечуйка, где располагается конеферма, а также «настраивать» саратовцев на то, что лечебные грязи в Ершовском районе лучше, чем в Сочи.
Председателя Общественной палаты Александра Ландо удивили данные замминистра о слабой заинтересованности местных жителей в туристах. «Заинтересованность есть всегда. Местные жители могут предложить им яблоки, мед, поделки. Надо предусмотреть, чтобы они могли подвозить и продавать свою продукцию туристам!» — прокомментировал господин Ландо.
Людмила Россенко, соучредитель пиар-агентства Provokator, организатор «Бюро нескучных выходных», считает, что необходимо сделать Саратовскую область привлекательной для местных жителей, которые еще не уехали из региона. «В обществе и на некоторых уровнях власти распространены стереотипы о том, что наш регион — это такая беспросветная глушь, медвежий угол, в котором и посмотреть-то нечего, не говоря о том, чтобы чем-то гордиться, кроме калача и гармошки. Сейчас мы видим, что стереотипы эти медленно, со скрипом, но начинают сдвигаться», — сказала госпожа Россенко и добавила, что потенциал Саратовской области заключен не только в сфере сельского туризма, но и в плане культурно-исторических маршрутов. «Странно, что при наличии таких богатейших собраний раритетных экспонатов в районных музеях, например, картинной галерее в Вольске или Петровске, мало кто из жителей Саратовской области об этом знает», — сказала она.
Краевед Денис Жабкин отмечает, что туризм в Саратовском регионе сейчас развивается скорее стихийно, люди сами узнают про популярные места в области и ездят туда на автомобилях, и видит решение проблемы в повышении информированности жителей и снижении себестоимости путешествий. «У тургагентств есть предложения по местным маршрутам, варианты сельского и экотуризма, но мало кто о них знает. Еще одна вещь, тормозящая развитие — отсутствует инфраструктура в виде хороших отелей, и цены не соответствуют уровню сервиса. Поэтому люди часто выбирают Турцию», — считает господин Жабкин.