"Россия воспринимается на Западе как кайзер Германии и австрийский император в одном лице"
В ближайшие дни Европа и мир будут отмечать столетие начала Первой мировой войны. Независимый журналист Константин Эггерт считает, что некоторые уроки трагедии вековой давности актуальны для сегодняшней России.
На днях в архиве МИД Германии я как завороженный смотрел на депешу германского посольства в Вене от июля 1914 года. На ней карандашом три слова по-немецки: "Сейчас или никогда!". Они написаны кайзером Вильгельмом. Он имел в виду, что Австро-Венгрия должна немедленно начать боевые действия против Сербии. Какой ужас последовал за этим, нам известно. Сегодня большинство историков сходится во мнении, что не только Германия, но и другие державы виноваты в разразившемся сто лет назад мировом кризисе. Каждый новый шаг Вены, Берлина, Санкт-Петербурга и Парижа приближал катастрофу, отсекая варианты мирного разрешения конфликтов. В конечном счете, боязнь показать слабость (в случае Австрии), желание использовать момент и изменить европейский баланс сил (в случае Германии), идеологический фантом "славянского братства" (в случае России) и надежда на реванш за поражение в войне с немцами (в случае Франции) плюс всеобщее недоверие в сумме привели к войне.
Европейский союз и НАТО, университеты, неправительственные организации, журналисты и активисты, а также десятки миллионов простых граждан стран Старого Света последние 70 лет занимались тем, чтобы вновь не оказаться в ситуации июля-августа 1914-го и сентября 1939-го года. Но теперь мемориальные церемонии ближайших дней пройдут на фоне событий на Украине, набирающего обороты расследования причин гибели малайзийского авиалайнера и американо-европейских санкций против Москвы. Журналисты, историки и политологи проводят прямые параллели с событиями столетней давности. Это может нам не нравиться, но Россия сегодня воспринимается на Западе как Гаврило Принцип, кайзер Германии и австрийский император в одном лице. С точки зрения Европы и Америки, Россия забыла о том, что единоличные решения ныне не в моде. Санкции бьют по экономикам стран ЕС и Соединенных Штатов, но принципы, выработанные со времени окончания Второй мировой, им дороже. И они идут на все новые санкции.
Москве эта ситуация, вроде, тоже уже не по душе. Экономика в тупике. Рубль слабеет. С луганско-донецких просторов в Россию доносится аромат такого национализма, с которым не справятся ни Первый канал, ни управление внутренней политики администрации президента. Но отступать, с точки зрения Кремля, нельзя, чтобы не показать слабость. Время неумолимо бежит, опасность новых кровавых эксцессов растет. Историк Кристофер Кларк, автор одной из лучших книг об истоках той войны, назвал тех, кто довел до нее дело, "сомнамбулами". Они, как лунатики, дошли до последней черты и перешагнули ее. События столетней давности, как мне кажется, и несут в себе главный урок — пока не поздно, пора проснуться.