«Волга–Янцзы»: в интересах развития

Экспертное мнение

В новых условиях обострения международной обстановки и ухудшения отношений с США и странами ЕС возникла необходимость более активного развития российско-китайских отношений.

Российско-китайское сотрудничество — взаимовыгодное: России есть, что предложить Китаю, а Китаю есть, что предложить России в разных отраслях. В частности, в 2009 году руководителями двух стран было подписано Соглашение о сотрудничест­ве российского Дальнего Востока и Восточной Сибири и Северо-Востока Китая на 2009–2018 годы. Также подписано большое количество объемных соглашений о поставках российского газа и нефти в Китай, об участии китайской компании «Хуавэй» в информатизации отдаленных российских территорий — Чукотки, Камчатки, Сахалина и многих других. Соглашение о межрегиональном сотрудничестве «Волга–Янцзы» также входит в ряд столь же важных по значимости договоренностей между нашими странами.

Прежде всего это соглашение важно для регионов Приволжского федерального округа в России и провинций на реке Янцзы в Китае, потому что конкретно затрагивает интересы крупных регионов наших стран, не имеющих общих границ и, казалось бы, мало связанных друг с другом общими экономическими интересами. Однако это не совсем так. Большая часть российско-китайских торгово-экономических соглашений (примерно 85% объема российско-китайской торговли) связано с соглашениями на уровне центральных властей, примерно 15% — на уровне межрегионального приграничного сотрудничества. В этих условиях приволжские российские регионы и китайские регионы на реке Янцзы остаются в стороне от процессов российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. В этой ситуации формат межрегионального сотрудничества «Волга–Янцзы» в значительной степени отвечает интересам развития как российских приволжских территорий, так и китай­ских внутренних территорий.

Безусловно, наличие общей государст­венной границы между российскими и китайскими регионами упрощает процесс развития межрегионального приграничного сотрудничества. Но, как следует из представленных программ сотрудничества «Волга–Янцзы», у российских и китайских регионов в этих зонах сотрудничества также имеется много общих экономических интересов и сфер взаимодействия. Очевидно, что эти регионы вполне сопоставимы по уровню развития промышленности, инфраструктуры и сельского хозяйства, по своим географическим особенностям (расположение в глубине национальных территорий, наличие опорной судоходной реки), а также относительно равным удельным показателям численности населения по отношению к общей численности населения стран (регионы Приволжского федерального округа — 30 миллионов человек, регионы верхнего и среднего течения реки Янцзы — 330 миллионов человек). Более чем за год работы в формате «Волга–Янцзы» было подготовлено 73 инвестиционных и 64 гуманитарно-образовательных проекта. Для сравнения, в рамках соглашения о сотрудничестве между районами Северо-Востока Китая и российским Дальним Востоком было определено для работы более 200 проектов с обеих сторон. Так что наличие общих государственных границ между сотрудничающими регионами является важным фактором, но не решающим. Главным является желание обеих сторон осуществлять такого рода сотрудничество и видеть в нем взаимную выгоду, которая выражается не только в деньгах, но и в изучении и освоении опыта друг друга.

Для реализации такого формата сотрудничества требуется безусловная поддер­жка властей на всех уровнях. В России — на государственном уровне, уровне федерального округа, входящих в него губерний, городов и районов. В Китае — на уровне провинций, городов, округов и уездов. Для успешных результатов, на мой взгляд, целесообразно создать межгосударственную группу по мониторингу российско-китайских проектов сотрудничества, которая должна собираться примерно раз в полгода, обсуждать возникающие проблемы и подводить промежуточные итоги.

Андрей Островский, д. э. н., профессор, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН

Вся лента