Художник на сене
"Картинки из подполья" Егора Кошелева в галерее "Риджина"
Выставка современное искусство
Выставка Егора Кошелева "Картинки из подполья", организованная галереей "Риджина", проходит в абсолютно темном помещении: работы можно увидеть, только наведя на стены фонарик. Луч света в темном царстве зажигала АЛЕКСАНДРА ШЕСТАКОВА.
Для коллекционеров живопись — важнейшее из искусств. Егор Кошелев, вместо того чтобы показать товар лицом, прячет его от зрителя в темном подвале. На выставке зрители были вынуждены рассматривать картины в темноте с фонариком, то и дело натыкаясь на мягкие предметы, похожие на тельца мертвых грызунов, рискуя упасть на одной из ступенек или врезаться в стол со стоящей на нем пустой клеткой и разбросанные в беспорядке эскизы. Когда-то в метафорическом подполье существовала разветвленная сеть художников, которых не допускали к официальным выставкам. Само понятие андерграунда навсегда ушло вместе с попытками строить социализм, и Кошелева лишь отчасти волнует романтика котелен и добытых по случаю мастерских. По мнению художника, сложная сценография позволяет картинам хоть немного побыть в естественной для них среде — до того как их кто-то купит и повесит в спальне.
Подвал оказывается привычным местом для картин Кошелева из-за сюжета — истории о нарциссичном неудачнике, "последнем художнике". Зритель попадает в якобы покинутые хозяином темные комнаты, в которых на стенах развешаны картины, рассказывающие о построении нового арт-мира в условиях буквального подполья. Нечто похожее делали Станислав Шурипа и Анна Титова в проекте Observatorium, показанном в рамках параллельной программы "Манифесты" в Санкт-Петербурге. Они якобы нашли во флигеле дома в Ковенском переулке архив некоего человека без свойств, увлеченного конспирологическими теориями. В проекте Титовой--Шурипы зритель решал задачу со всеми неизвестными: задействовано было все — от уже ставших традиционными шапочек из фольги до более экзотических теорий, основанных на трудах Лакана.
У персонажа Кошелева, в отличие от обитателя дома в Ковенском переулке, весьма запоминающаяся внешность — рыжие волосы и яркая одежда. Кроме того, его необычные приключения в подземном мире показаны характерным для Кошелева способом — объединением граффити и живописи. Среди наклеенных на стены комиксов — недавнего заимствования живописца из массовой культуры — встречается история, лучше всего характеризующая "последнего художника", состоящая из нескольких нарисованных черной ручкой памятников во славу неудачников. Хотя самого Кошелева к числу лузеров отнести сложно: совсем недавно он удостоился сомнительной с точки зрения сноба, но широкой известности в качестве оформителя лимитированной серии пакетиков для картошки в сети "Макдоналдс", которая таким образом отметила участие России в чемпионате мира по футболу.
За простыми методами и комиксоподобным сюжетом скрывается размышление о важных художественных проблемах. Придуманный подземный мир можно сравнить с любовью сверстников художника прятаться от окружающей действительности. Например, в недавнем перформансе в галерее "Комната" Ольга Кройтор провела весь вернисаж в шкафу, скрываясь от ужаса внешнего мира. Правда, потом шкаф-убежище был разрушен ею же самой — так она избавилась от призраков кошмаров детства. Егор Кошелев вместо ухода от реальности предлагает сопротивление. Его заведомо проигравший персонаж создает небольшую модель арт-мира и воплощает главную мечту каждого молодого художника — заново изобрести все основные стили в современном искусстве. Так, например, на одной из его работ заяц рассматривает фигуру собаки в формалине — легко узнаваемая отсылка к "невозможности смерти в сознании живущего" Дэмиена Херста. Символична и клетка, будто случайно оставленная на столе: она напоминает о том, что темный подвал, даже если он очень уютный и пахнет сеном, все равно остается тюрьмой.