Прокуратура провела терапию
Надзорный орган проверил работу татарстанского СПИД-центра
Прокуратура Татарстана не выявила в республике нарушений в обеспечении медикаментами ВИЧ-инфицированных граждан. Проверка проводилась в связи с обращением к президенту республики Рустаму Минниханову активистов движения «Пациентский контроль», которые заявляли о жалобах пациентов на работу регионального СПИД-центра. Лидер «Пациентского контроля» Андрей Скворцов заявил „Ъ“, что не будет оспаривать решение прокуратуры. Он считает, что прокурорская проверка «дала плоды» — местные власти стали исполнять обещания об обеспечении необходимыми лекарствами пациентов.
Вчера прокуратура Татарстана сообщила о том, что проверила, как в республиканском центре Минздрава по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (СПИД-центр) соблюдаются «требования законодательства о здравоохранении». «По результатам проверки оснований для принятия мер реагирования прокуратура не усмотрела. Все больные СПИД-центра обеспечены антивирусными препаратами в полном объеме»,— сказано в сообщении надзорного органа.
Поводом для проверки стало обращение активистов всероссийского движения «Пациентский контроль», направленное 22 июля этого года президенту Татарстана Рустаму Минниханову. Это движение, которое, как сказано на его сайте, преследует цель «навести порядок в системе предоставления медицинской помощи», функционирует с осени 2010 года. Его лидер Андрей Скворцов проживает в Санкт-Петербурге. В письме активисты указали, что к ним поступает информация от пациентов республиканского СПИД-центра об отсутствии препаратов и «в связи с этим необоснованной смене схем антиретровирусной терапии». Речь идет, в частности, о ситуации, когда комбинированные препараты заменяют на монопрепараты, то есть пациенты должны потреблять гораздо больше разных таблеток. Как пояснил „Ъ“ господин Скворцов, не всегда возможно принять такое количество лекарств, например, у себя на рабочем месте, в результате чего может снизиться эффективность терапии.
По данным прокуратуры, в настоящее время в СПИД-центре, где состоят на учете около 11 тыс. пациентов, антивирусную терапию получают «все нуждающиеся — 4452 человека, или 42% от состоящих на учете». Ранее заместитель главврача СПИД-центра Фирая Нагимова называла журналистам аналогичные цифры и утверждала, что «это больше, чем в среднем по России, в полтора раза», отмечая, что лечение каждого больного обходится в сумму от 150 до 900 тыс. руб. в год. «Случаев прерывания терапии по причине отсутствия препаратов среди больных ВИЧ-инфекцией не установлено. Также не установлены факты необоснованных изменений схем лечения»,— утверждает надзорный орган. В прокуратуре признают, что «в отдельных случаях» схемы меняются, но это происходит по решению врачебной комиссии и только «в случае возникновения нежелательных явлений и развития резистентности (лекарственной устойчивости) к антивирусным препаратам». Что касается замены комбинированных препаратов на монопрепараты, то, говорят в прокуратуре, они «в той же комбинации в виде двух или трех таблеток являются взаимозаменяемыми». «На 2014-2015 годы заключены государственные контракты по поставкам комбинированных препаратов»,— заверяет надзорный орган.
Отметим, ранее «Пациентский контроль» сообщал, что с дефицитом лекарств ВИЧ-инфицированные россияне столкнулись более чем в десяти регионах. Проблема, по словам правозащитников, возникла в связи с тем, что в 2013 году Минздрав передал функцию закупки препаратов региональным властям, которые теперь обязаны проводить тендеры и договариваться с поставщиками. Кроме того, с 1 января 2014 года была запущена Федеральная контрактная система, которая ужесточила требования к оформлению госзаказов, что привело к срывам сроков проведения аукционов.
Вчера господин Скворцов сообщил „Ъ“, что не будет оспаривать решение прокуратуры и считает, что в целом инцидент исчерпан. «Проведенная прокуратурой проверка дала плоды — вопрос с лекарствами в регионе можно считать решенным. Сегодня пациентское сообщество провело круглый стол с представителями республиканского Минздрава, которые пообещали, что нужные препараты поступят. Некоторым пациентам их уже выдают, то есть начали выполнять обещание», — сказал он.