Противоречивые ракетные данные
НАТО подтверждает применение Украиной баллистического оружия, на месте же крушения Boeing следов ракеты пока не найдено
В штаб-квартире НАТО вчера подтвердили, что армия Украины применила баллистические ракеты против ополченцев на юго-востоке страны. Ранее в Киеве это категорически отрицали. На запрос “Ъ” в штаб-квартире альянса ответили, что «Украина сталкивается с угрозами безопасности, а потому ее власти имеют право на ответное применение силы». Конгрессмены США же потребовали от Белого дома признать ополченцев террористами и наказать Россию за связь с ними. Тем временем группа из 100 международных экспертов вчера начала работу на месте крушения малайзийского Boeing 777.
В пресс-службе НАТО немецкому телеканалу Deutsche Welle подтвердили, что вооруженные силы Украины применяли баллистические ракеты малой дальности против ополченцев на юго-востоке страны, уточнив, что информация основана «на данных разведки США». Первым об этом во вторник сообщил американский телеканал CNN со ссылкой на источники в спецслужбах США. Корреспондент CNN назвала применение Украиной такого оружия «поворотным моментом», отметив его особую мощь. Киев эти обвинения опроверг: представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко заявил, что «украинские вооруженные силы не используют баллистические ракеты в ходе антитеррористической операции», а пресс-офицер штаба спецоперации Алексей Дмитрашковский и вовсе объявил, что у Украины «нет баллистических ракет».
Немецкое издание не назвало имя представителя альянса, прокомментировавшего его запрос.
На просьбу “Ъ” подтвердить информацию Deutsche Welle представитель штаба верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SHAPE) капитан Александр Муноз ответил: «Со стороны НАТО было неуместно обсуждать использование оружия другими странами. Но что я могу сказать, это то, что Украина сталкивается с угрозами своей безопасности, а потому ее власти имеют право на ответное применение силы, пропорциональное и обоснованное».
Тем временем вчера стало известно, что группа из 19 американских сенаторов-республиканцев потребовала от президента США Барака Обамы признать самопровозглашенные Донецкую и Луганскую «народные республики» «террористическими организациями» и внести их в соответствующий черный список. По мнению сенаторов, «внесение ополченцев в черный список дало бы (властям США.— “Ъ”) дополнительные возможности по применению карательных мер против тех, кто оказывает поддержку террористам. Такой шаг оказал бы существенный сдерживающий эффект на Россию». Авторы письма считают, что введенные США индивидуальные и секторальные санкции против России были недостаточно жесткими.
Вчера вечером Барак Обама поговорил по телефону с президентом России Владимиром Путиным. По данным пресс-службы Кремля, «лидеры двух стран обменялись мнениями в связи с развитием острого кризиса на Украине». «Несмотря на существенные различия в оценках ряда принципиальных моментов, с обеих сторон подчеркнута особая актуальность задачи незамедлительного и устойчивого прекращения боевых действий на юго-востоке Украины и начала политического процесса»,— сообщила пресс-служба президента РФ. В сообщении отмечается, что в разговоре с Бараком Обамой Владимир Путин «охарактеризовал линию на наращивание Вашингтоном санкционного давления как контрпродуктивную».
«Президент Обама может пытаться воздействовать на российское руководство, прежде всего на президента Путина, но для этого нужны переговоры — и не по телефону, а при личной встрече, которые могут привести к взаимным уступкам,— заявил “Ъ” аналитик вашингтонского Международного института стратегических исследований Сэмьюэл Чарап.— Но на данный момент никакого дипломатического переговорного процесса нет, при этом из заявлений главы Белого дома следует, что санкции не направлены на поиск компромисса. Требование же к России отступить и капитулировать — не компромисс». Господин Чарап считает, что «США не могут ожидать, что Путин вдруг решит, что был неправ и что ему нужен совет Вашингтона относительно того, как вести себя в отношении Украины».
Между тем эксперты говорят, что ужесточение или, наоборот, смягчение санкций США и ЕС в отношении России будет зависеть от результатов расследования крушения малайзийского Boeing 777 под Донецком. Вчера группа из 100 международных экспертов начала работу на месте катастрофы. Среди них специалисты из Нидерландов и Австралии, а также сотрудники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Их участие стало возможным после того, как 31 июля Верховная рада Украины ратифицировала соглашения с голландскими и австралийскими властями о доступе международной полицейской миссии на место трагедии.
Впервые группа экспертов попала в Донецкую область два дня назад, но в итоге провела там лишь полтора часа: из-за непрекращающихся боев было решено досрочно покинуть опасный район. Вчера же там было относительно спокойно: конфликтующие стороны придерживались договоренностей, достигнутых в четверг в Минске на заседании контактной группы с участием ОБСЕ, посла РФ в Киеве Михаила Зурабова и экс-президента Украины Леонида Кучмы. В ходе переговоров, в частности, стороны обязались обеспечить безопасность так называемого северного маршрута — объездного пути к месту падения самолета.
Между тем представитель мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине Майкл Бочуркив в интервью канадскому телевидению CBC заявил, что на месте крушения самолета наблюдатели не нашли частей противовоздушной ракеты. Напомним, Киев и Вашингтон утверждают, что самолет был сбит ракетой «земля—воздух» с территории, подконтрольной ополченцам. По словам же Майкла Бочуркива, на фюзеляже самолета обнаружены «многочисленные отверстия от снарядов пулемета». Наличие таких следов могло бы говорить в пользу версии Минобороны РФ о том, что Boeing 777 был сбит украинским Cу-25. Впрочем, по словам управляющего партнера агентства «Внешняя политика» Андрея Сушенцова, «слова наблюдателя ОБСЕ пока нельзя трактовать как однозначный сигнал в пользу версии об уничтожении лайнера военным самолетом». «С одной стороны, Майкл Бочуркив сам говорит, что не является военным экспертом или специалистом по военной авиации,— пояснил “Ъ” господин Сушенцов.— То, что он трактует как отверстия от крупнокалиберного пулемета или скорозарядной пушки военного самолета, можно расценить и как мелкую шрапнель от взрыва ракеты “земля—воздух”. С другой стороны, он высказывает свои наблюдения как частное лицо, а не как представитель ОБСЕ». По словам эксперта, только выводы Международной организации гражданской авиации (ICAO) смогут однозначно указать на причину крушения лайнера.