Европротокольное мероприятие
Оформлять аварию без участия ГИБДД теперь можно при ущербе в 50 тыс. рублей
Благодаря вступившей в силу новой редакции закона об ОСАГО, водителям станет проще оформлять мелкие аварии. Европротоколом, то есть упрощенным порядком оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД, смогут пользоваться автовладельцы, машинам которых был нанесен ущерб на сумму до 50 тыс. руб. Кроме того, отныне после аварии нужно обращаться только в собственную страховую компанию.
Поправки к закону об ОСАГО, вступившие в силу 2 августа, содержат два основных нововведения. Первое касается европротокола: участники сами составляют схему аварии, заполняют документы и направляют их страховщику, который принимает решение о компенсации ущерба. В аварии не должно быть пострадавших, а между водителями — споров, кто виноват. Одно из ключевых преимуществ европротокола в том, что не нужно ждать инспектора. Однако, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), "упрощенкой" пользуются всего 9% граждан. Считается, что это происходит из-за невысокого лимита ущерба — 25 тыс. руб. Отныне он увеличен до 50 тыс. руб. Воспользоваться новшеством смогут автовладельцы, оформившие полис ОСАГО после вступления в силу поправок (то есть после 2 августа). "Мы надеемся, что увеличение страховой суммы в рамках европротокола будет стимулировать большее количество водителей самостоятельно оформлять ДТП и позволит более эффективно решать проблему дорожных пробок",— заявил президент РСА Павел Бунин.
Отметим, что, по данным ГИБДД, в 2013 году примерно в 95% авариях ущерб был нанесен только имуществу, большую часть происшествий можно было оформить без выезда инспектора. Ведомство даже подготовило специальные разъясняющие поправки к ПДД в рамках самостоятельного оформления ДТП. Власти Москвы также заинтересованы в популяризации европротокола, поскольку именно в столице образуется больше всего пробок из-за мелких аварий. Мэрия уже объявила, что готова предоставить страховщикам данные с городских камер слежения, чтобы компании чаще оформляли аварии без справок из ГИБДД.
Правозащитники сомневаются, что от нововведений водителям станет проще жить. "Дело ведь не в лимите ущерба,— считает координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Страховым компаниям европротокол невыгоден, поэтому они делают все, чтобы избежать выплат. Любые неправильно расставленные запятые в документах используют как повод отказать автовладельцу". "Кроме того, многие страховщики в договорах каско прописывают обязательное условие: вызов инспектора при любой аварии",— добавил он.
Еще одна поправка, вступившая в силу, касается прямого возмещения убытков (ПВУ). Как пояснили в РСА, теперь обращаться за возмещением потерпевший в ДТП должен только в свою страховую компанию. В РСА отметили, что ПВУ распространяется на водителей и с полисами, оформленными до 2 августа.
Расширение европротокола и прямое возмещение убытков — лишь первая часть глобальных изменений, которые ждут водителей в рамках масштабной реформы ОСАГО. Напомним, что поправки к закону готовились страховым сообществом, правительством и Госдумой более двух лет. Закон был принят в июле и вступает в силу в несколько этапов.
Следующая порция поправок ждет водителей в октябре. В первую очередь расширятся максимальные выплаты по "железу" (с 120 тыс. до 400 тыс. руб.). Одновременно с этим будет увеличена и стоимость полисов на 25%, то есть, по оценке ЦБ, примерно на 500 руб. в среднем. Одновременно с этим в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях начнется эксперимент по применению расширенного до 400 тыс. руб. европротокола. Для этого наряду со стандартным набором документов нужно будет предоставить страховщику фото-, видеосъемку с места аварии, а также данные со спутниковых систем.
Каким образом это будет работать технически, до конца не ясно. В конце 2013 года РСА назвала 17 компаний, которые могут установить на машину нужное навигационное оборудование и передавать данные страховщикам. Согласно разработанным требованиям, приборы должны определять не только координаты, но и скорость, направление и силу удара (в модуль должен быть встроен датчик-акселерометр). Оборудование также может быть фиксировать резкие разгоны, торможение и траекторию движения, на основе чего может быть сделан вывод об агрессивном вождении, что впоследствии скажется на стоимости страховки. Однако официально все эти требования должны быть закреплены в постановлении правительства, которое сейчас разрабатывается в Минтрансе.