Исламисты ориентируются по карте Леванта
Новый шиитско-суннитский фронт открыт в Ливане
Вслед за Сирией и Ираком в противостояние с исламскими радикалами оказалась втянута еще одна страна региона — Ливан. Бойцы воюющей в Сирии и связанной с "Аль-Каидой" группировки "Джебхат ан-Нусра" пересекли границу, развязав бои на ливанской территории. Власти страны объявили, что готовы противостоять радикалам, против которых выступило и шиитское движение "Хезболла". Тем самым в Ливане открыт новый фронт шиитско-суннитской борьбы.
Боевые действия в Ливане разгорелись в районе города Эрсаль — в 12 км от сирийской границы. За три дня там погибли 10 военнослужащих, 25 были ранены, еще 16 пропавших без вести предположительно находятся в плену у "Джебхат ан-Нусры".
Эрсаль считается тыловой базой воюющих в Сирии исламистов. Ливанская армия не раз проводила в этом районе спецоперации по зачистке сирийских боевиков. В ходе одной из таких операций был арестован полевой командир Имад Джумаа, а вместе с ним еще несколько сторонников "Джебхат ан-Нусры". По версии Бейрута, они участвовали в подготовке масштабной операции против ливанских войск.
В ответ более 600 прибывших из Сирии исламистов совершили серию беспрецедентных нападений на базу ливанской армии в Эрсале. А в конце минувшей недели прорвавшиеся через блокпосты исламисты вторглись в город. Ситуацию усугубило и то, что толпы людей из находящегося в окрестностях Эрсаля лагеря для сирийских беженцев хлынули в глубь страны. По последним данным, число выходцев из Сирии, получивших убежище на ливанской территории, достигает 1,5 млн, что сопоставимо с третью населения самого Ливана.
Вчера командующий ливанской армией Жан Кахваджи заверил, что военные располагают достаточными ресурсами, чтобы противостоять радикалам. "Мы не позволим боевикам угрожать целостности страны",— предупредил он.
Участие в ликвидации боевиков принимают и сирийские ВВС, которые на протяжении нескольких дней наносят удары по огневым позициям "Джебхат ан-Нусры". Дамаск заинтересован в уничтожении связанных с "Аль-Каидой" радикалов на территории соседних государств, оказавшихся перед лицом террористической угрозы. Две недели назад ВВС Сирии начали атаковать позиции "Исламского государства" — группировки, провозгласившей своей целью создание халифата на всем пространстве Ближнего Востока. А название, от которого лидеры этой группировки недавно отказались,— "Исламское государство в Ираке и Леванте" — свидетельствует о том, что именно Ливан должен был стать следующей мишенью суннитских боевиков (понятие "Левант" включает в себя Сирию и Ливан).
Помимо сирийского руководства поддержку Бейруту оказали и лидеры ливанского шиитского движения "Хезболла". Они заявили, что "выступят против каждого, кто угрожает территориальной целостности Ливана, его стабильности и суверенитету". На счету "Хезболлы" немало операций по ликвидации боевиков в приграничных с Сирией районах, в том числе в окрестностях Эрсаля, где сейчас идут масштабные бои.
Эксперты напоминают: спонсируемая Ираном шиитская "Хезболла" по военному потенциалу не уступает ливанской армии. А значит, участие военизированных подразделений "Хезболлы" в сражениях против прибывающих из Сирии суннитских радикалов может в корне изменить расклад не в пользу последних. Впрочем, в Ливане, где шииты составляют до 35% населения, открытие нового фронта межконфессиональной борьбы может стать прологом к полномасштабной гражданской войне.