Сбытовым компаниям покажут эталон
Местные участники рынка к этому готовы
До 8 августа этого года правительство РФ должно рассмотреть внедрение модели "идеального" сбыта электроэнергии, переход на которую затронет все энергетические сбытовые компании страны. Новый принцип предполагает расчет эталонных затрат и выручки для гарантирующих поставщиков электроэнергии, из которых будет формироваться их сбытовая надбавка. Участники местного рынка считают, что унификация расходов сбытового сегмента гарантирует им стабильность.
Правительство обсудит внедрение параметров "идеального" сбыта ("эталонные затраты" и "эталонная выручка") до 8 августа этого года. Новые правила регулирования рынка электросбытовых компаний разработаны Федеральной службой по тарифам (ФСТ) вместе с НП "Совет рынка". Исходя из эталонных показателей, будет вычисляться сбытовая надбавка для гарантирующего поставщика (ГП). Она включает затраты на ведение счетов клиентов и выписку им квитанций, работу на оптовом рынке и взаимодействие с сетевыми компаниями, а также предусматривает компенсацию в связи с рисками по неплатежам. Если раньше ГП каждый год самостоятельно обосновывал эти затраты, то теперь они будут регулироваться методом сравнения аналогов.
Как отмечается в постановлении ФСТ, расходы на содержание ГП будут различаться в зависимости от региона, исходя из уровня цен и зарплат. Также ФСТ пообещала рассчитывать эталон с учетом главной экономической проблемы сбытов — дебиторской задолженности, признанной безнадежной к взысканию. Отметим, что в структуре энерготарифа сбытовая надбавка составляет порядка 5%, остальное приходится на стоимость электроэнергии на оптовом рынке и сетевые услуги.
В правительстве намерены перейти на метод эталонных затрат ГП поэтапно. Если в 2015 году для расчета необходимой валовой выручки и надбавки будут полностью учтены экономически обоснованные затраты, то в следующие пару лет их доля составит 60% и 30% соответственно. Окончательный переход на эталоны произойдет в 2018 году. В свою очередь, рассчитать их "Совет рынка" поручил консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers Russia. С августа она проанализировала уровень затрат более чем 80 сбытовых компаний. Затраты ГП на обслуживание разных групп потребителей (городские, сельские и исполнители коммунальных услуг) будут рассчитываться отдельно каждые три года.
Участники местного регионального рынка приветствуют нововведение. "Новая методика не увеличит сбытовые расходы, а, наоборот, приведет к их стабильности", — считают в ОАО "Петербургская сбытовая компания". Отметим, что акционер компании группа "Интер РАО" стала одним из инициаторов разработки модели "эталонного сбыта". В ООО "РКС-энерго" довольны тем, что новая модель будет учитывать "мертвую" дебиторскую задолженность. "Очень сложно внедрять модель "эталонный сбыт", когда потребители этого сбыта являются далеко не эталонными. В первую очередь я говорю о "неотключаемых" потребителях — предприятиях сферы ЖКХ. К тому же, чем меньше будет безнадежных долгов, тем проще будет рассчитывать затраты сбытовых компаний", — отмечает глава "РКС-Энерго" Михаил Коломыцев.