Тур невозвратный

Более тысячи пермяков пострадают из-за банкротства «Лабиринта»

От банкротства федерального туроператора «Лабиринт» пострадают более тысячи пермяков. У нескольких сотен возникли проблемы с возвращением с курортов Греции в минувшее воскресенье — так, вылететь из аэропорта на острове Кос им удастся только сегодня вечером. Тем, кто забронировал или приобрел туры на август или осень этого года, остается на­деяться только на выплаты страховой компании. Опрошенные „Ъ“ представители турагентств не сомневаются, что компенсация, если и будет, то окажется минимальной.

Вчера стало известно о том, что несколько сотен пермяков, купивших туры у обанкротившегося тур­оператора «Лабиринт», «застряли» на греческих курортах на островах Кос и Крит. С острова Кос пермяков, которые должны были улететь оттуда в воскресенье, «эвакуируют», согласно информации, размещенной на сайте туроператора, сегодня вечером.

Туристам, отдых которых завершился в минувшие выходные, пришлось испытать немало проблем с размещением. «Принудительно выселили из отеля Sovereign Beach 3 августа в 12:00, за продление проживания требовали доплату 150 евро за номер в день. Гиды „Ле Гранда“ (принимающая сторона „Лабиринта“ также требовали доплату за переселение в другой отель „Митсис“, от 125 евро в день, и тянули время под шквалом вопросов от туристов, хотя ранее объявляли, что „Ле Гранд“ предоставит проживание бесплатно и наш отель был в списке гарантированных», — рассказал ресурсу Properm.ru Дмитрий, находящийся на острове Кос.

Собеседник „Ъ“ в одной из туристических компаний сообщил, что пермских туристов никто не бросает: помощь оказывают «Рос­туризм», «Ассоциация туроператоров России» и компания «Турпомощь», которая и оплачивает чартеры. Пяти и четырехзвездочные гостиницы, по сообщению собеседника „Ъ“, готовы были бесплатно предоставить жилье туристам в течение трех-пяти дней, а вот двух-трехзвездочные — действительно выселяли туристов. Но им, по словам собеседника „Ъ“, пыталась оказывать помощь принимающая сторона «Лабиринта» — греческая компания «Ле Гранд». Некоторым было предложено разместиться в ее офисе.

Напомним, в минувшие выходные туроператор «Лабиринт» объявил о приостановке деятельности, а накануне «Оренбургские авиа­линии» отказались работать с «Идеал тур» (принадлежит Михаилу Шаманову, как и «Лабиринт». — „Ъ“) и отменили неоплаченные рейсы. «Лабиринт» задолжал авиа­компании 1,5 млрд руб. По оценкам представителей пермских тур­агентств, «Лабиринт» входил в десятку крупнейших туроператоров. Он предлагал из Перми чартеры на Кос, Родос и в Бургас (Болгария). Кроме того, туроператор имел блоки в чартерах с другими федеральными туроператорами — в Египет, Турцию, Крит.

В самой неприятной ситуации оказались те, кто уже купил или забронировал туры у «Лабиринта», но пока не успел воспользоваться услугами туроператора. По оценке Вадима Яхнина из туристической компании «Спутник», более тысячи пермяков забронировали либо приобрели туры у «Лабиринта». По его словам, у этого туроператора всегда были привлекательные цены, а некоторые отели, особенно греческие, были эксклюзивом — поэтому пермские агентства с ним были вынуждены работать. Вадим Яхнин отметил, что выходом из подобных ситуаций может стать лишь новый принцип законодательного регулирования деятельности операторов. По его мнению, следует страховать не компанию в целом, а отдельные туры, как это принято делать в Европе.

«По разным турам в зависимости от условий внесена предоплата от 30 до 50%. Сейчас им может помочь только страховая», — пояснил „Ъ“ представитель одного из тур­агентств.

Гражданская ответственность тур­оператора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта была застрахована в двух страховых компаниях — СОАО «ВСК» и ЗАО «Страховая компания „Восхождение“». Пермский офис ВСК со вчерашнего дня принимает заявления у туристов, а вот у «Восхождения» с 30 июля приостановлена лицензия.

«Страхового покрытия не хватит на всех, об этом можно говорить уверенно. И при меньших масштабах не хватало. А это банкротство с точки зрения масштаба самое большое в отрасли за последние годы», — говорит директор турфирмы «Валида» Елена Шперкина. «В последнее время у этого туроператора было большое количество спецпредложений. Если проанализировать, как оператор вел себя на рынке, его ценовую политику, можно сказать, что эта ситуация была предсказуема».

Валерия Уманец, Надежда Емельянова

Вся лента