Свободе генерала помешало наблюдение
Дениса Сугробова оставили под стражей по справке ФСБ
Вчера Мосгорсуд вслед за Басманным райсудом отказался освободить под залог обвиняемого в организации преступного сообщества и находящегося под стражей бывшего начальника ГУЭБиПК Дениса Сугробова. Его защита, в свою очередь, утверждает, что оба суда ориентировались на справку ФСБ РФ, из которой следует, что, оказавшись на свободе, генерал сразу бросится искать поддержки у высокопоставленных чиновников и правоохранителей. Адвокаты уже обратились в военное следствие с просьбой проверить, откуда у ФСБ такие данные.
Как рассказали "Ъ" защитники генерал-лейтенанта Сугробова, а его интересы представляют сегодня шесть юристов, их апелляция к Мосгорсуду по поводу освобождения клиента под залог результатов не дала. Мосгорсуд, как и Басманный районный суд 4 июля, вчера проигнорировал мнения поручившихся за Дениса Сугробова общественных деятелей, спортсменов и даже руководителей МВД федерального уровня, а также внушительную — более 103 млн руб.— сумму залога, собранную его друзьями и коллегами.
По мнению адвокатов, в основу обоих судебных решений легли стандартные в подобных случаях предположения следствия о том, что, оказавшись на свободе, обвиняемый Сугробов может скрыться, уничтожить улики и оказать воздействие на своих подельников. При этом как-то обосновывать или документально подтверждать свои выводы следствие, как полагает защита, не стало — за него это попыталась сделать ФСБ.
Как следует из предоставленной на оба процесса справки, составленной оперативником 9-го управления ФСБ РФ Самолетовым, он проводил некую операцию "Наблюдение" за содержащимся в СИЗО "Лефортово" генералом Сугробовым. Понаблюдав за именитым арестантом, господин Самолетов пришел к выводу о том, что Денис Сугробов в случае изменения ему меры пресечения сразу собирается скрыться. Цель бегства, по мнению наблюдавшего, в полной мере воспользоваться своими "ресурсами в органах госвласти и правоохранительном блоке". Знакомых чиновников и силовиков Денис Сугробов, по мнению оперативника Самолетова, планировал использовать для передачи "угроз членам следственно-оперативной группы" и оказания "давления на соучастников с целью изменения ими своих показаний".
Справка 9-го управления ФСБ, как полагает защита, стала, по сути, единственным документом, обосновывающим необходимость ареста, и адвокаты поставили вопрос о ее происхождении. По их мнению, опытный оперативник Сугробов, даже если и планировал воспользоваться на свободе какими-то связями, никогда не стал бы делиться своими планами с сокамерниками, сотрудниками администрации "Лефортово", открыто излагать свои намерения в письмах на волю или под аудиозапись. "Исходя из этого, я полагаю, что предоставленные в суды результаты оперативно-разыскных мероприятий, якобы проведенных в отношении Дениса Сугробова, могли быть сфальсифицированы,— сказал "Ъ" адвокат Эдуард Исецкий.— Иначе говоря, никакого наблюдения за ним на самом деле не было, а типовую справку стандартного содержания изготовили в ФСБ РФ специально для процесса об изменении меры пресечения".
По словам адвоката Исецкого, защита уже обратилась в Главное военное следственное управление СКР и Генпрокуратуру с соответствующими заявлениями, в которых попросила выяснить, какими методами оперативнику Самолетову удалось столь полно раскрыть тайные намерения арестанта.
При этом отметим, что в СИЗО "Лефортово" генерал Сугробов находится в камере, которую до него занимал экс-мэр Махачкалы Саид Амиров, недавно приговоренный к длительному сроку за подготовку теракта. Как утверждали адвокаты Саида Амирова, весь срок, проведенный в камере, он находился под постоянным контролем, для осуществления которого камеру оборудовали спецаппаратурой. Очевидно, она осталась и для контроля над новым арестантом.