Бензин вытек за рамки
Нефтяникам грозят новые претензии
Цены на бензин в России, побив на прошлой неделе абсолютные максимумы в оптовом и розничном сегментах, начали снижаться. Среди участников рынка нет единого мнения о дальнейшей динамике: одни собеседники "Ъ" ожидают новых ценовых рекордов на фоне вывода НПЗ в ремонт, тогда как другие считают потенциал роста исчерпанным. Повлиять на ситуацию может ФАС, которая, по данным "Ъ", считает нынешний уровень цен максимально допустимым и ясно дала понять нефтяникам, что готова начать новую волну антимонопольных дел.
Розничные цены на бензин в России в июле выросли по сравнению с июнем на 1,5%, сообщил Росстат, составив в среднем по стране 31,3 руб. за литр АИ-92. В годовом выражении рост составил 10%, обогнав динамику инфляции (7,5%). Как и в прошлом году, июль стал месяцем бурного роста оптовых цен: индекс АИ-92 на СПбМТСБ увеличился примерно на 17%, добравшись в итоге до максимального значения за историю биржевых торгов и пройдя отметку 40 тыс. руб. за тонну.
Как говорят собеседники "Ъ" в отрасли, ажиотаж был вызван рядом факторов, которые наложились на традиционно высокий летний спрос: участники рынка опасались снижения продаж топлива после ряда аварий (прежде всего на Ачинском НПЗ "Роснефти") и одновременно готовились к выводу крупных НПЗ в ремонт с начала сентября. При этом в первом полугодии, по данным ЦДУ ТЭК, российские нефтяники снизили выпуск бензинов в целом на 1,4%. Этот объем был замещен поставками из Белоруссии, которые с начала лета составляли примерно по 120 тыс. тонн в месяц.
После аварии на Ачинском НПЗ в середине июня, в результате которой рынок недополучил примерно 100 тыс. тонн бензина в месяц, нефтяники нарастили переработку и сократили экспорт, но это не помогло остановить рост цен.
По словам источников "Ъ", дополнительные объемы в основном выкупила "Роснефть", а "для независимых АЗС мало что осталось".
Теперь часть собеседников "Ъ" ждут продолжение роста цен в августе, поскольку сначала на ремонт станут белорусские НПЗ, сократив поставки не менее чем наполовину, а затем и крупнейшие российские заводы — Московский и Омский НПЗ "Газпром нефти", а также Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа. "Белнефтехим" уже объявил, что в августе из-за ремонтов будет сокращать поставки контрагентам на Украине. В последние две недели, по данным "Ъ", Минэнерго обсуждало с "Газпром нефтью" перенос ремонтов на МНПЗ, чтобы не допустить возможного роста цен. В компании такую возможность комментировать не стали, а в Минэнерго "Ъ" заявили, что "график ремонтов утвержден и его пересмотр не предусмотрен".
"Если график ремонтов НПЗ пересматриваться не будет, а Белоруссия сократит поставки, это создаст риски дальнейшего роста как оптовых, так и розничных цен на бензины и дизтопливо",— считает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". Собеседники "Ъ" из числа владельцев независимых АЗС подтвердили, что их отпускные цены основаны на стоимости оптовых партий бензина в мае-июне и, если рост в опте продолжится, они "будут вынуждены реагировать". Сейчас коэффициент маржинальной доходности АЗС, по данным ИАЦ "Кортес", составляет менее 5% по АИ-92 при "нормальном" значении показателя 10-12%.
"Возможно, цены в опте и вырастут еще немного, до 41 тыс. руб. на тонну, но в целом пик достигнут",— считает источник "Ъ" в одной из нефтекомпаний. Он отмечает, что в последние несколько дней биржевые цены уже пошли вниз под влиянием поставок с Ярославского НПЗ "Славнефти" (контролируется на паритетных началах "Газпром нефтью" и "Роснефтью"), который как раз закончил длительный ремонт. Другой собеседник "Ъ" говорит, что июльское ралли характерно для российского рынка в последние два-три года, поскольку трейдеры и владельцы АЗС спешно наращивают запасы под ремонты НПЗ. "Когда наступит сентябрь, в который все войдут с хорошими запасами, с ними никто не будет сидеть, и уже к середине сентября мы можем увидеть стабильное снижение цен в опте",— полагает он, напоминая об аналогичном опыте прошлого года. Михаил Перфилов из Argus ожидает в августе сохранения текущих цен в рознице и слабой нисходящей динамики в опте по мере постепенного сезонного сокращения спроса на автомобильное топливо.
Ключевое значение здесь будет иметь ситуация с запасами нефтекомпаний. Сейчас они составляют 1,4 млн тонн бензинов, и Минэнерго на прошлой неделе поручило увеличить запасы на 300 тыс. тонн до начала сентября. Участники рынка опасаются: если министерство будет настаивать, нефтяники, с одной стороны, сократят продажи на рынок, что взвинтит цены, а, с другой стороны, сделав запасы по высокой цене, должны будут потом продать их не в убыток, что законсервирует высокий уровень цен надолго. "Скорее всего, Минэнерго пустит ситуацию с реальными запасами на самотек, просто порекомендовав нефтяникам воздержаться от экспорта",— полагает собеседник "Ъ" в отрасли, добавив, что это не помешает компаниям официально сообщить о росте резервов.
Удержать нефтяников от роста цен в рознице может и угроза санкций ФАС, считают собеседники "Ъ". По их данным, у службы еще весной были претензии к нефтяникам из-за избыточного экспорта, а теперь она видит признаки искусственного дефицита на рынке и уже "неоднократно давала это понять компаниям". Но до сих пор у ФАС не было политической санкции на начало новой волны антимонопольных дел. Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин сказал "Ъ" лишь, что ведомство "внимательно следит за рынком".