Геннадий Тимченко пошел грузить вагоны
"Трансойл" выкупит "Нефтетранспорт"
На стагнирующем железнодорожном рынке может состояться первая в этом году относительно крупная консолидационная сделка. Как стало известно "Ъ", "Трансойл" Геннадия Тимченко планирует выкупить 100% акций ЗАО "Нефтетранспорт", совладельцем которого может быть экс-супруга заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова Татьяна. Эксперты оценивают "Нефтетранспорт" на уровне 4,5 млрд руб. Он работает на том же рынке, что и "Трансойл", и увеличит парк последнего более чем на 20%.
О том, что "Трансойл" подал в ФАС ходатайство о покупке 100% ЗАО "Нефтетранспорт", "Ъ" рассказал источник в отрасли. В "Трансойле" подтвердили факт подачи заявки, в ФАС уточнили, что она поступила 30 июля. По сути, это первая в году крупная сделка на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Из-за падения доходности и неясности с продлением срока службы старых вагонов большинство владельцев подвижного состава отказались от пополнения парка, а переговоры о покупке или объединении операторских компаний буксуют на вопросах оценки.
ЗАО "Нефтетранспорт" было создано в 2002 году "Трансгрупп АС", основателями которой являлись нынешний глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов и его партнер по бизнесу Сергей Глинка. В 2012 году Максим Ликсутов заявил, что продал доли в транспортных активах партнерам по "Трансмашхолдингу" Искандару Махмудову и Андрею Бокареву. Но, по данным базы "СПАРК-Интерфакс", с февраля 2014 года у ЗАО "Нефтетранспорт" появился новый собственник — Worldwide Invest AS, которую возглавляет экс-супруга Максима Ликсутова Татьяна (супруги развелись в июне 2013 года). Бенефициаром Worldwide Invest AS называется эстонская Transgroup Invest AS, собственники которой не раскрываются. В январе Алексей Навальный со ссылкой на бизнес-реестр эстонских фирм сообщил, что компания принадлежит на паритетных началах Татьяне Ликсутовой и Сергею Глинке, назвав развод Максима Ликсутова "фиктивным". Сам чиновник тогда лишь заявил, что не имеет акций компаний, которые могли бы вступать в конфликт интересов с его должностью в правительстве Москвы. Участники рынка, опрошенные "Ъ", не знают, остался "Нефтетранспорт" под контролем господ Ликсутова и Глинки или перешел к господам Махмудову и Бокареву.
Между тем Искандар Махмудов и Андрей Бокарев являются миноритариями самого "Трансойла": в 2012 году их структура выкупила 13% акций у Геннадия Тимченко, в результате чего доля последнего сократилась до 80%. Еще 7% — у совладельца группы "Н-Транс" Андрея Филатова. "Трансгрупп АС" и УГМК на запрос "Ъ" не ответили. Связаться с Transgroup Invest AS не удалось.
ЗАО "Нефтетранспорт" владеет около 4 тыс. вагонов (в основном нефтеналивные цистерны) и еще столькими же управляет. Основными клиентами являются ОАО "Газпром нефтехим Салават", ОАО "Мелеузовские минеральные удобрения", ООО "Томскнефтехим". В 2013 году грузопоток составил 3,5-4 млн тонн, выручка — 12,1 млрд руб., чистая прибыль — 561 млн руб.
"Трансойл" — крупнейший в РФ железнодорожный перевозчик нефтеналивных грузов (24% рынка). В парке 37,7 тыс. цистерн, из которых 70% в собственности. Выручка в 2013 году составила 73 млрд руб., чистая прибыль — 7,9 млрд руб.
Осенью 2013 года Геннадий Тимченко в интервью "Ъ" говорил, что допускает "расширение деловых отношений" со структурами Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, но только в части производства и эксплуатации локомотивов и только в случае либерализации рынка локомотивной тяги. В июне глава совета директоров "Трансойла" Игорь Ромашов говорил "Ъ", что в стратегии компании предусмотрены M&A-сделки с операторами с грузовой базой и парком в 1-5 тыс. вагонов, "но это должен быть выгодный актив". По мнению главы "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, Искандар Махмудов и Андрей Бокарев могут иметь "некое отношение" к бизнесу "Нефтетранспорта" в силу их долгосрочного партнерства с Максимом Ликсутовым. По оценке эксперта, стоимость ЗАО "Нефтетранспорт" может составить около 4,5 млрд руб. Сделку он называет логичной, поскольку бизнес "Трансойла" и "Нефтетранспорта" "по сути идентичен". Кроме того, добавляет господин Бурмистров, ЗАО "Нефтетранспорт" занимается перевозками в танк-контейнерах, спрос на которые в нефтехимической отрасли растет.