Школы переходят на неприем
Лицеям и "углубленным" классам разрешат конкурсный отбор учеников
Минобрнауки РФ подготовило проект приказа, разрешающего школам, которые преподают по углубленной программе, проводить собственные вступительные экзамены. По действующему законодательству сильные школы вынуждены зачислять в первую очередь тех, кто проживает рядом, даже если дети не справляются с учебной нагрузкой. В образовательном сообществе говорят, что добивались такого разрешения несколько лет. Но эффекта от него может и не быть, если таким школам не выделят дополнительное финансирование.
Проект министерского приказа был опубликован для общественного обсуждения на едином портале раскрытия информации. Документ касается как отдельных "углубленных" классов в обычных школах, так и "нетиповых образовательных организаций", например лицеев и гимназий. Все они получают право набирать учеников "на основе вступительных испытаний", причем министерство доверило школам самостоятельно разрабатывать, проводить такие экзамены и оценивать результаты. Уточняется лишь, что образовательное учреждение должно обеспечить поступающему возможность подачи апелляции. В приказе также подчеркивается, что соотношение "штатной численности педагогических работников к численности учащихся" не может превышать один к трем, а для школ-интернатов — один к восьми.
В 2010 году Мосгордума приняла закон, обязывающий столичные школы зачислять в приоритетном порядке детей, проживающих в непосредственной близости от учебного заведения, а также тех, чьи старшие братья или сестры уже учатся в нем. При этом в законе не указано, что делать, если школа занимается по углубленной программе, которую обычные дети могут не выдержать,— директор обязан зачислять всех.
"Все приличные московские школы последние годы бились за легализацию таких вступительных экзаменов,— рассказал "Ъ" директор московской школы N57 (занимает второе место в официальном рейтинге школ города.— "Ъ") Сергей Менделевич.— Очень неожиданно, что министерство нас поддержало — раньше чиновники отвечали нам, что оценивать детей школа не имеет права". Чтобы выполнить закон, школа N57 была вынуждена разработать сложную схему. Для будущих первоклассников открыли подготовительный класс, куда берут всех желающих. "Там мы полгода тщательно следим за детьми и решаем, кто готов идти к нам в первый класс, а кто нет,— говорит господин Менделевич.— Если ребенок не готов, ему неинтересно или сложно, он чаще всего сам к нам не хочет". Примерно такая же модель действует для детей постарше, которые хотят перейти из своих школ в 57-ю. Претенденты ходят на вечерние дополнительные занятия, чтобы доказать свои знания и работоспособность, их принимают в зависимости от достижений. "Нам это разрешают только благодаря авторитету школы,— рассказывает директор.— Но проблем от этого все равно так много, что мы были готовы в следующем году остановить процесс и набирать детей как все. Предложенная министерством модель нас выручает".
Сопредседатель профсоюза "Учитель" Андрей Демидов указывает, что в проекте ничего не сказано про финансовое обеспечение сильных школ. "У нас внедряют подушевое финансирование, когда государство перечисляет школе деньги за каждого ученика отдельно,— напомнил он.— Если в классе будет мало детей и много учителей, то непонятно, чем вообще платить зарплату. Брать деньги с родителей будет неправильным". По его словам, раньше гимназиям и лицеям доплачивали 15% за статус, но с переходом на подушевое финансирование эту небольшую надбавку отменили. "Также в документе не указано, кто решает, какая школа достойна учить по углубленной программе, а какая нет,— говорит представитель профсоюза.— Если этим займутся чиновники, то они, скорее всего, будут оценивать результаты ЕГЭ или количество победителей олимпиад, а критериев нужно гораздо больше". По данным главы столичного департамента образования, в 2014 году в Москве насчитывается около 800 школ, 170 лучших получают специальные гранты от мэрии. В 2013 году 89 московских образовательных учреждений вошли во всероссийский рейтинг 500 лучших школ.