Ушли и не вернулись
Счетная палата думает, как привлечь в Россию «незаходные» суда
Рыболовецкие суда после ремонта за границей не возвращаются в Россию, чтобы избежать таможенных сборов и уплаты НДС, отметила в своем докладе Счетная палата. По мнению ее специалистов, освобождение судовладельцев от этих сборов значительно выгоднее для бюджета страны. Эксперты согласны с выводами Счетной палаты, но полагают, что вернуть суда вряд ли удастся в ближайшие годы, так как кроме решения российского правительства нужно еще получить согласие Евразийской экономической комиссии.
В России зарегистрировано 121 рыболовное судно, которое было приобретено, прошло модернизацию, переоборудование, ремонт или межрейсовое техническое обслуживание за границей, но не заходит в российские порты из-за необходимости оплаты НДС и таможенной пошлины. Специалисты называют такие суда «незаходными». По данным Росрыболовства, при ввозе всех таких судов в российские морские порты ориентировочная сумма подлежащего уплате НДС составит порядка 4,3 млрд руб., сумма таможенной пошлины — 1,3 млрд руб.
Дабы сэкономить эти средства, суда базируются, обслуживаются и снабжаются в иностранных портах преимущественно Норвегии, Малайзии, Канады, Хорватии, оплачивая порядка 7 млрд руб. в год за услуги в доход иностранных государств и компаний.
«В случае освобождения от таможенных платежей «незаходных» судов ежегодные экономические выгоды от их работы в российских портах могут составить порядка 9,5 млрд руб., из которых, расчетно, в бюджетную систему может быть уплачено около 3,3 млрд руб.»,— отметил аудитор Сергей Штогрин в докладе Коллегии Счетной палаты Российской Федерации.
Первый заместитель руководителя ФТС Владимир Малинин, принимавший участие в заседании Коллегии, заявил, что будут проведены проверки, о результатах которых Счетную палату проинформируют. Коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление руководителю ФТС, информационное письмо заместителю председателя правительства Аркадию Дворковичу, информацию об основных итогах и отчет о результатах контрольного мероприятия в Государственную Думу и Совет Федерации.
О необходимости таможенной и налоговой «амнистии» для «незаходных» судов неоднократно говорили представители рыбацкого сообщества и руководители Росрыболовства. Проблему 1 августа обсуждали участники совещания в Минпромторге. Однако выяснилось, что единой позиции по «незаходным» судам среди рыбаков нет. С одной стороны, судовладельцы привыкли обслуживать флот за границей и не намерены возвращать его в Россию даже в случае налоговой «амнистии». С другой — освобождение от платежей поставит в неравные условия тех судовладельцев, которые в свое время уплатили положенные сборы. Поэтому рассматривается вариант не отмены платежей, а их рассрочки. Участники совещания договорились продолжить обсуждение проблемы в сентябре 2014 года.
«Проблема 121 «незаходного» судна действительно серьезная. У нас сейчас, на 6 августа, ведут промысел всего 483 судна. В ремонте находятся еще около 160 судов. Расчеты Счетной палаты от возвращения в Россию обслуживаемых за рубежом судов близки к реальности,— считает председатель Координационного совета рыбохозяйственных объединений Дальнего Востока, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев.— Но я сомневаюсь, что проблема будет решена в ближайшее время. Для того чтобы решение принять, мало постановления правительства России. Еще нужно решение Евразийской экономической комиссии».
Справка „Ъ“: Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и имеет статус наднационального органа управления, подчиненного Высшему Евразийскому экономическому совету. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории государств-участников ТС и ЕЭП.
По словам господина Зверева, вопрос будет обсуждаться в ЕЭК «года два».